Количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния лесов Тульской области

Р.В. Нуртдинов*, Е.К. Гейкин**, В.М. Панарин, Э.М. Соколов**, А.А.Зуйкова**
* - Главное управление МЧС России по Тульской области
** - Тульский государственный университет
г.Тула


В статье дается количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния лесов Тульской области, приводятся целевые показатели уменьшения воздействия антропогенных нагрузок на леса и показатель устойчивости природных систем, описываются необходимые мероприятия по улучшению экологического состояния области

Общая площадь земель лесного фонда и лесов на землях Тульской области на 1 января 2008 г. составляет 376,2 тыс. га или 14,0% от ее общей земельной площади. При этом земли лесного фонда составляют 363,8 тыс. га (96,8% от общей площади лесов), леса на землях обороны и безопасности – 11,7 тыс. га (3,1% от общей площади лесов), леса на землях поселений – 0,4 тыс. га (0,1%).

Учитывая исключительно важное экологическое и социальное значение лесов области, основными задачами лесного сектора экономики области являются:

сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных и других природоохранных функций лесов в интересах обеспечения права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду;

сохранение биологического разнообразия территорий и создание единого экологического каркаса как пространственно-организованного набора естественных и искусственных экосистем, неразрывно связанных друг с другом;

повышение продуктивности лесных земель, в первую очередь, за счет максимального использования естественного плодородия почв и выращивания высокопроизводительных насаждений с преобладанием целевых лесообразующих пород;

восстановление коренных высокопродуктивных дубовых и сосновых насаждений путем использования селекционного посадочного материала;

интенсификация рубок ухода за лесом на основе современной нормативно-технической базы и повышение их качества;

организация системы элитного семеноводства;

внедрение лесопатологического мониторинга;

максимальное использование естественного возобновления леса и создание условий для восстановления лесов хозяйственно ценными древесными породами;

совершенствование наземной охраны лесов от пожаров, создание системы компьютерной связи диспетчерских пунктов, межведомственного оперативного управления охраной лесов на основе государственной программы охраны лесов от пожаров;

обеспечение благоприятных условий рекреационного использования лесов без ущерба лесной среде;

обеспечение надлежащей охраны и содержание особо охраняемых природных объектов и территорий, расположенных в пределах земель лесного фонда лесничества;

дальнейшая активизация и передача лесных участков в аренду для использования лесов в рекреационных целях, заготовки древесины, использования земель лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, а также в научно-исследовательских, образовательных целях для ведения сельского хозяйства и других видов использования;

обеспечение государственного контроля за состоянием земель лесного фонда, рациональным использованием лесных ресурсов;

сохранение биологического разнообразия;

сертификация древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов;

повышение максимального дохода с единицы площади лесного фонда.

Лесохозяйственные мероприятия и пользование землями лесного фонда должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде. Ведение лесного хозяйства должно соответствовать стратегическим целям управления лесами Российской Федерации, изложенным в программном документе «Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации», утвержденном приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 5 февраля
1996 г. № 21. Они соответствуют Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и международным обязательствам России по обеспечению устойчивого развития лесов с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.

Список критериев устойчивого управления лесами Российской Федерации включает шесть направлений:

поддержание и сохранение продуктивной способности лесов;

поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов;

сохранение и поддержание защитных функций лесов;

сохранение и поддержание биологического разнообразия лесов и их вклада в глобальный углеродный цикл;

поддержание социально-экономических функций лесов;

развитие инструментов лесной политики для сохранения устойчивого управления лесами.

Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации
на 2003-2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года № 69-р, и дополнениями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 г. № 1305-р, для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

урегулирование отношений собственности на земли лесного фонда, леса иных категорий и древесно-кустарниковую растительность на землях других категорий;

определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений;

обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в использовании лесов;

повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;

совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий;

совершенствование системы управления лесами, расположенными на землях лесного фонда и лесами, не входящими в лесной фонд.

На областном уровне необходимо:

совершенствование арендных отношений;

реальная оценка ресурсов всех видов использования лесов и организация их рационального использования;

повышение точности лесоустроительных работ;

повышение роли рубок ухода за лесом в общем объеме заготовки древесины;

усиление охраны и защиты лесов;

интенсификация использования и воспроизводства лесов;

создание биоиндикационной сети мониторинга за состоянием лесов и организация соответствующей службы;

лесовосстановление вырубок, не обеспеченных подростом, хозяйственно ценными породами, преимущественно посадкой сеянцев с закрытой корневой системой;

инвентаризация существующей постоянной лесосеменной базы и ее развитие;

способствование системе добровольной лесной сертификации и поддержание экспортного потенциала лесов области.

Устойчивое управление лесом подразумевает содержание и использование лесов, расположенных на землях лесного фонда с сохранением его продуктивности, рекреационной способности, биоразнообразия и потенциала для выполнения в настоящем и будущем экологических и социальных функций.

В целях развития устойчивого управления лесами в Европе разработаны Паньевропейские оперативные руководящие критерии. Они переводят продекларированные международные обязательства на уровень планирования и практического управления лесами.

Независимо от Паньевропейского процесса, но в соответствии с ним, именно эти критерии приняты советом REFC в качестве базовых для национальных систем сертификации. Они же послужили основой для стандарта лесоуправления и использования лесов Российского национального совета по лесной сертификации.

В соответствии с Улучшенными общеевропейскими индикаторами устойчивого управления лесами, сохраняя критерии, предлагается использовать не только количественные характеристики земель лесного фонда, но и качественные, предназначенные для планирования лесоуправления и его оценки.

В России утвержден стандарт системы лесоуправления и лесопользования (РНСЛС). В соответствии с этим стандартом система лесоуправления и использования лесов должна соответствовать принципам устойчивости в экономической, экологической и социальной сферах и должна обеспечивать:

соблюдение законодательства и международных обязательств Российской Федерации;

рациональное и эффективное ведение лесного хозяйства и использования лесов;

сохранение биоразнообразия жизнедеятельности лесных экосистем и функций леса;

выявление, сохранение и поддержание лесов высокой природоохраняемой ценности;

соблюдение прав работников, местного населения, коренных народов;

планирование мероприятий и мониторинг ведения лесного хозяйства и лесопользования.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации утверждены целевые прогнозные показатели по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

За период 2003-2007 годов на землях лесного фонда области было учтено 21 га погибших лесных насаждений от ураганных ветров и 5,9 га лесных пожаров. Для сокращения площади лесов, погибших от лесных пожаров, запланирован комплекс противопожарных мероприятий
(раздел 5.1). Для предотвращения гибели лесных насаждений от повреждения их вредными организмами планируются лесозащитные мероприятия
(раздел 5.3).

Для предотвращения повреждения лесных насаждений от иных негативных факторов, к которым в условиях Тульской области прежде всего относится чрезмерная рекреационная нагрузка, необходимо соблюдение предельно допустимых рекреационных нагрузок на 1 га земель лесного фонда (раздел 7.1, таблица 107), а также проведение мероприятий по благоустройству лесов рекреационного назначения (таблица 73), которое заключается в ремонте дорог, устройстве туристических маршрутов, устройстве мест отдыха, размещении малых архитектурных форм, лесной мебели и ряде других мероприятий. Мероприятия по благоустройству территории лесов рекреационного назначения позволят корректировать чрезмерную рекреационную нагрузку на отдельные лесные участки.

Выполнение планируемого лесным планом объема мероприятий по охране и защите лесов области обеспечит сохранение земель лесного фонда и предотвратит потери древесины и защитных свойств леса от пожаров, вредителей и болезней. Планируемые мероприятия по благоустройству рекреационных лесов обеспечат снижение отрицательных последствий рекреационных нагрузок на лесные экосистемы области (табл. 1).

Необходим систематический контроль за соблюдением допустимых рекреационных нагрузок и, в случаях их превышения и невозможности сокращения, создание «отвлекающих объектов» (местные достопримечательности, новые водоемы, видовые точки, дендрологические садики и т.д.), обеспечивающих отток отдыхающих. Участки для организации массового отдыха следует подбирать в наиболее устойчивых к рекреационным нагрузкам насаждениях, а малоустойчивые к ним локализовать от интенсивной посещаемости, обходя их при трассировке прогулочных дорог и туристических маршрутов, закрывая вход в их пределы шлагбаумами и предупредительными аншлагами или густыми живыми изгородями. Прогулочные дороги и тропы, проложенные по переувлажненным типам леса, должны обеспечиваться мостиками, настилами. Определяя пункты размещения мест массового отдыха, следует предусмотреть возможность перемены их территориального размещения через 5-10 лет для восстановления лесного природного комплекса на участках, где ранее в течение указанного срока они располагались.

В качестве одной из мер по сохранению рекреационных лесов рекомендуется при оформлении участков в аренду выдвигать требования к арендаторам о том, чтобы при эксплуатации отведенной лесной территории стадия рекреационной дигрессии не снижалась ниже 3-ей стадии и своевременно проводились выше перечисленные мероприятия.

Вредного воздействия выбросов промышленных и сельскохозяйственных предприятий на насаждения до степени полной деградации не установлено.

Соответственно, изменения площади лесов, поврежденных в результате антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса не планируется.

Снижение техногенных нагрузок основывается на экологическом регулировании и нормировании антропогенных воздействий. Нормирование определяет оптимальный уровень нагрузки на конкретную экосистему, не вызывающего сдвига динамического равновесия ее в сторону дигрессивных стадий.

Таблица 1

Целевые показатели уменьшения воздействия антропогенных нагрузок на леса и показатель устойчивости природных систем

Наименование показателя

Ед. изм.

Проектируемое значение к 2018 году

1

2

3

1. Наличие проектов рекреационного использования лесов

шт.

100

2. Протяженность общей дорожной сети в лесах зеленой зоны

км/1000 га

20-25

3. Количество благоустроенных мест отдыха населения

шт./1000 га

20

4. Протяженность обустроенной дорожно-тропиночной сети для маршрутно-прогулочного отдыха

км/1000 га

10

5. Процент площади особо охраняемых природных территорий от площади субъекта Федерации

%

3-5

В результате выполнения комплекса мероприятий по осуществлению планируемого Лесным планом освоения лесов, естественного хода роста и развития лесных насаждений, на конец планируемого периода произойдут изменения в сторону улучшения состояния лесов области.

Выполнение запланированных мероприятий приведет к положительным изменениям в распределении покрытых лесной растительностью земель по преобладающим породам и повышению продуктивности лесов области, повышению роли лесных насаждений ценных древесных пород, сокращению площади лесов, погибших от лесных пожаров, повреждения вредными организмами и от воздействия иных негативных факторов. Все это приведет к улучшению целевых прогнозных показателей эффективности выполнения мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов области

Список литературы

1. Лесной план Тульской области / Главное управление МЧС России по Тульской области. - 2008 г.


Назад к списку