Обзор существующих методов принятия управленческих решений по улучшению экологического состояния промышленного региона

С.А. Васин, В.М. Панарин, Л.А. Куксенко
Тульский государственный университет,
г. Тула


Методы принятия управленческих решений - это конкретные способы целевого выбора из множества альтернатив наиболее приемлемого варианта решения проблемы. Существуют следующие методы, используемые для принятия управленческих решений:

1. Простые методы принятия решений (методы, которые не требуют применения развитого математического аппарата);

2. Декомпозиция (представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов);

3. Диагностика (поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь; используется при ограниченных ресурсах);

4. Методы экспертных оценок;

5. Математические методы анализа экспертных оценок:методы средних баллов, метод средних арифметических рангов, метод медиан рангов, метод согласования кластеризованных ранжировок;

6. Метод неспециалиста (вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях);

7. Методы оптимизации;

8. Имитационное моделирование;

9. Метод теории вероятности;

10.Метод теории игр (задачи решаются в условиях полной неопределенности);

11.Метод аналогий (поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления).

12.Метод теории графов (решение транспортных задач, задач о назначении, выбора кратчайшего пути, календарно-сетевого планирования и управления, задач размещения, распределения ресурсов на сетях и т.д.).

Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных методов принятия управленческих решений, применяемых с целью улучшения экологического состояния в регионе.

В задачах обеспечения экологической безопасности, управления природопользованием и охраны окружающей природной среды часто используются разнообразные методы экспертных оценок.

Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме. Экспертные исследования проводят с целью подготовки информации для принятия решений.

Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов собирают вместе для подготовки материалов для лица принимающего решения, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения. В других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы, например, при использовании метода «снежного кома».

Один из наиболее известных методов экспертных оценок - это метод «Дельфи». Суть метода Дельфи заключается в том, что эксперты заполняют специальные опросники по рассматриваемой проблеме. Каждый из них индивидуально формирует свой прогноз. Затем эти прогнозы передаются всем экспертам, принимающим участие в обсуждении. Они знакомятся с мнением коллег и, возможно, корректируют свой предшествующий прогноз на базе новых идей или информации. Эта процедура повторяется три-четыре раза, пока в конечном итоге все эксперты не придут к единому мнению. Этот метод используется для достижения эффективности.

Несколько в стороне от основного русла экспертных оценок лежит метод сценариев, применяемый прежде всего для экспертного прогнозирования. Поскольку прогнозирование может быть успешным лишь при некоторой стабильности условий. Поэтому метод сценариев - это метод декомпозиции задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо.

При применении метода сценариев необходимо осуществить два этапа исследования:

- построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев;

- прогнозирование в рамках каждого конкретного сценария с целью получения ответов на интересующие исследователя вопросы.

Не меньше существует и методов обработки ответов экспертов, в том числе весьма насыщенных математикой и компьютеризированных. Многие из них основаны на достижениях статистики объектов нечисловой природы и других современных методах прикладной статистики.

Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР (лицо принимающее решение) деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК).

Рассмотрим более подробно основные стадии экспертного опроса:

1) Принятие решения о необходимости проведения экспертного опроса и формулировка руководством или ЛПР его цели.

2) Подбор и назначение ЛПР основного состава РГ (обычно - научного руководителя и секретаря). При этом научный руководитель отвечает за организацию и проведение экспертного исследования в целом, а также за анализ собранных материалов и формулировку заключения экспертной комиссии. Дело секретаря - ведение документации экспертного опроса, решение организационных задач.

3) Разработка РГ (прежде всего научным руководителем и секретарем) и утверждение у ЛПР технического задания на проведение экспертного опроса. На этой стадии решение о проведении экспертного опроса приобретает четкость во времени, финансовом, кадровом, материальном и организационном обеспечении. В частности, формируется Рабочая Группа, в РГ выделяются различные группы специалистов - аналитическая, эконометрическая (специалисты по методам), компьютерная, по работе с экспертами (например, интервьюеров), организационная.

4) Разработка аналитической группой РГ подробного сценария (т.е. регламента) проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок). Сценарий включает в себя прежде всего конкретный вид информации, которая будет получена от экспертов (например, слова, условные градации, числа, ранжировки, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы). Сценарий должен содержать и конкретные методы анализа собранной информации. Например, вычисление медианы Кемени, статистический анализ люсианов, применение иных методов статистики объектов нечисловой природы и других разделов прикладной статистики (о некоторых из названных методов речь пойдет ниже). Эта работа ложится на эконометрическую и компьютерную группу РГ.

5) Подбор экспертов в соответствии с их компетентностью.

6) Формирование ЭК. На этой стадии РГ проводит переговоры с экспертами, получает их согласие на работу в ЭК. Проводится заключение договоров с экспертами об условиях их работы и ее оплаты.

7) Проведение сбора экспертной информации. Часто перед этим проводится набор и обучение интервьюеров - одной из групп, входящих в РГ.

8) Компьютерный анализ экспертной информации с помощью включенных в сценарий методов. Ему обычно предшествует введение информации в компьютеры.

9) При применении согласно сценарию экспертной процедуры из нескольких туров- повторение двух предыдущих этапов.

10) Итоговый анализ экспертных мнений, интерпретация полученных результатов аналитической группой РГ и подготовка заключительного документа ЭК для ЛПР.

11) Официальное окончание деятельности РГ, в том числе утверждение ЛПР заключительного документа ЭК, подготовка и утверждение научного и финансового отчетов РГ о проведении экспертного исследования, официальное прекращение деятельности (роспуск) ЭК и РГ.

Методы экспертных оценок активно применяются в экологии. Для таких экспертных процедур принято использовать термин «экологические экспертизы»[1].

Экологическая экспертиза— государственная или общественная экспертиза планируемой деятельности с целью предупреждения или минимизации ее негативного воздействия на природную среду и контроля за строгим соблюдением природоохранного законодательства. Основные принципы экологической экспертизы: императивный характер, приоритет медико-биологической безопасности, междисциплинарный, независимый и комплексный (многокритериальный) характер. Экологической экспертизе подлежат: программные документы долгосрочного развития, схемы и проекты районных планировок, технико-экономические обоснования и другая прединвестиционная, предплановая и предпроектная документация; проекты строительства, восстановления, реконструкции и ликвидации предприятий и других объектов; проекты нормативных, методиче­ских и инструктивных документов, регламентирующих хозяйственную деятельность; материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы по их реабилитации; документация по созданию новой техники, технологий, материалов, веществ, оказывающих воздействие на состояние окружающей природной среды; материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов. Экологической экспертизе должны подлежать также действующие промышленные и иные объекты (хранилища радиоактивных компонентов, отравляющих веществ и др.), в том числе военного назначения. Экологическая экспертиза осуществляется с целью определения экологической безопасности различных видов хозяйственной и инженерной деятельности; установления соответствия предплановых и предпроектных проработок требованиям природоохранного законодательства; оценки полноты и обоснованности предусматриваемых мер по охране окружающей среды, здоровья и нормальной жизнедеятельности населения. Государственная экологическая экспертизапроводится экспертными комиссиями, образованными Государственным комитетом по экологии Российской Федерации и его подразделениями на местах; межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов совместно с органами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Госсанэпиднадзора, других заинтересованных министерств и ведомств с привлечением органов государственного управления, представителей научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других учреждений и организаций, высших учебных заведений, общественности, экспертных международных организаций. Заключения государственной экологической экспертизы обязательны для выполнения и являются основанием для открытия финансирования. В директиве Европейского экономического сообщества (ЕЭС) от 27.06.85. определены цели экологической экспертизы государственных и частных проектов: обеспечение охраны здоровья людей, повышение качества жизни на основе улучшения условий среды, сохранения многообразия видов и способности экосистем к воспроизводству как основы всей жизни. В соответствии со статьями 5-10 на территории всех стран ЕЭС должна проводиться экологическая экспертизапроектов строительства таких объектов, как нефтеперерабатывающие заводы и теплоэлектростанции, могильники или места окончательного захоронения радиоактивных отходов, металлургические комбинаты и химические установки, автострады, скоростные шоссе, железные дороги и аэродромы, морские торговые порты и судоходные пути, установки по обработке ядовитых и опасных отходов. План застройки может быть отвергнут, если в нем не учтены или проигнорированы интересы охраны окружающей среды. В России в 1995 г. принят федеральный закон «Об экологической экспертизе» [2].

Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется государственными органами. Экологической экспертизе могут подвергаются не только инвестиционные проекты в промышленности, не только действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды, но и ситуация в регионе в целом.

Часть 1 | Часть 2


Назад к списку