Высшее и среднее образование как экосреда, управляемая объективными экосистемными законами, на примере КТМ-проекта КазНУ

А.С. Аскарова, С.Х. Бекмухамбетова, В.В. Дьячков, А.В. Юшков
Научно-исследовательский институт экспериментальной и теоретической фи-зики Казахского национального университета имени аль-Фараби,
г. Алматы, Республика Казахстан


АННОТАЦИЯ. Создана программно-математическое обеспечение (виртуальная обучающая программа) для решения радиоэкологических задач, связанных с облучением биологических тканей на клеточном уровне.

Идея о безусловном действии экологических законов в системе образования в данной работе предлагается, по-видимому, впервые. Потребность в формулировке законов экологии связана, прежде всего, с необходимостью построения теории экологии как науки. Основой теории, как раз, и являются твердо и достоверно экспериментально установленные эффекты, явления, закономерности и принципы, а в последствии – и их математическая формализация. Осуществляемый в КазНУ им. Аль-Фараби образовательный проект, связанный с проблемой подготовки кадров для Казахстанского материаловедческого термоядерного реактора, строящегося в г. Курчатове (КТМ-проект), служит здесь практической основой для иллюстрации действия законов.

Степень обобщенности отдельных экологических законов разная. Она может быть выражена в следующей иерархии законов: А) Принципы законов (например, принцип законов сохранения); Б) Закон (например, закон сохранения энергии); В) эффект или явление (например, эффект подмывания одного из берегов рек, текущих в меридиональном направлении); Г) установление численных значений мировых констант (например, периодичности с периодом, кратным тройке). Однако для такой полной иерархической лестницы время в экологии как науке еще не пришло, поэтому мы, следуя трудам Н.Ф. Реймерса, просто перечислим некоторые из известных экологических законов в рамках определенной им классификации и приведем краткие примеры, как эти законы или часть из них применить к системе образования.

Логика такой классификации следующая: вначале - общесистемные законы, затем законы от молекулярного уровня, через организмы к биосфере в целом. И, наконец, законы, касающиеся антропогенной жизни и антропогенному давлению на окружающую среду. Авторы многих экологических законов неизвестны; известные авторы, которые впервые открыли тот или иной экологический закон даны в квадратных скобках или в названии самого закона.

Общесистемные законы (Этот раздел содержит 33 закона)

I. Закон системной целостности: Все экосистемы составляют иерархию в составе биосферы планеты и функционально связаны между собой так, что имеется непрерывный континуум систем.

Применение к системе образования:

§ Системная целостность образования очевидна. И она тем более усилилась после провозглашения принципа непрерывного образования и присоединения к Болонскому процессу.

II. Закон подобия части и целого [Zhang Yingging (Китай), 1987 г.]: Часть является миниатюрной копией целого, а потому все части одного уровня иерархии системы похожи друг на друга.

Применение к системе образования:

§ Применение к школе несомненна: школа делится на классы, классы делятся на группы. И каждое иерархическое звено является копией вышележащего звена.

III. Закон эмерджентности: целое больше суммы его частей.

Применение к системе образования:

§ Каждый школьник в отдельности слаб, но класс в целом или студенческая аудитория, сложенный из слабых частей, представляет собой уже значительную системную силу.

§ Равным образом это относится к школе, как объединению классов; району как объединению школ; городу как объединению районов и т.д. вплоть до МОН РК.

§ Особенно наглядно действие закона для КТМ-проекта – НЯЦ не имеет образовательных подразделений; КазНУ не имеет производственных подразделений энергетики; а вместе – это существенно более мощная система.

IY. Закон необходимого разнообразия: никакая система не может сформироваться из абсолютно идентичных элементов.

Применение к системе образования:

§ Современная система высшего и среднего образования, сложенная из разнообразных школ: стандартных государственных, лицеев, гимназий, школ частных и т. п., представляется наилучшим образом соответствующей данному закону и имеет шанс превратиться в устойчивую экологическую систему современного образования.

§ Любопытен также отрицательный опыт создания классов из одних только отличников и из одних только троечников. И в том, и в другом случае такие классы оказываются нежизнеспособными из-за противоречия данному фундаментальному закону экологии.

Y. Закон полноты составляющих: число функциональных составляющих системы и связей между ними должно быть оптимальным.

Применение к системе образования:

§ Системные образования состоят из подсистем без дефицита или избытка: два атома кислорода дают молекулу кислорода, а три - уже озон. Так и в школе – поскольку учитель один, то оптимальное число учеников составляет величину от 20 до 30.

YI. Закон избыточности системных элементов при минимуме числа вариантов организации: динамические системы стремятся к относительной избыточности составляющих элементов при минимуме вариантов организации системы.

Применение к системе образования:

§ Избыточность муравьев определяет саморегуляцию, стабилизацию и надежность существования муравейника. Так и в вузе и школе – наблюдается некоторая избыточность численности класса, которая позволяет функционировать классу даже при отсутствии того или иного числа учеников.

YII. Закон перехода избыточности в самоограничение: избыточность системных элементов может быть заменена повышением их качества и индивидуальной надежности или их агрегацией.

Применение к системе образования:

§ Забота о здоровье потомства, то есть развитая медицина, позволяет стабилизировать демографическую ситуацию на более низком уровне численности населения. Так и в образовании – классы с продленным днем; хорошо налаженное питание, занятия спортом позволяют функционировать школе даже при численности на пределе нормативных требований.

YIII. Закон конструктивной эмерджентности: надежная система может быть сложена из ненадежных элементов или из подсистем, не способных к индивидуальному существованию.

Применение к системе образования:

§ Колониальные организмы – кораллы. Так и в образовании, например, сельского типа; в одиночку они существовать не могут, но, будучи объединены в районную сеть, они вполне жизнеспособны за счет обмена опытом; обеспечения обучением людей, меняющих место жительство, за счет автобусного сообщения и т.п.

§ Проект КТМ сам по себе лишь в стенах университета без НЯЦ РК будет существовать ненадежно.

IX. Закон перехода в подсистему: саморазвитие любой системы приводит к включению ее как подсистемы в существующую надсистему.

Применение к системе образования:

§ Образование многочисленных частных школ привело включению их в общую систему образования с регулированием через инфраструктуру МОН РК.

§ Подписание университетами Казахстана ряда общеевропейских соглашений приводит к включению высшего образования РК в признаваемую мировым сообществом систему образования, приводит к признанию наших дипломов во всех странах мира.

X. Закон "чеширского кота" [Г.В. Лейбниц]: гармоничность отношений между частями системы возрастает в ходе эволюции: кот уже исчез, а улыбка его еще видна.

Применение к системе образования:

§ В РК постоянно совершенствуется система «школа-вуз-НИИ».

§ Уровень преподавания в школах растет за счет внедрения общегосударственного тестового экзамена.

XI. Закон системного сепаратизма: разнокачественные составляющие системы всегда структурно независимы.

Применение к системе образования:

§ Организм состоит из разных органов; так и в системе народного образования – она складывается из школ городских и сельских, из вузов государственных и частных, а также вузов образованных на двусторонней межгосударственной основе.

XII. Закон оптимальности: никакая система не может сужаться или расширяться в пространственно-временных пределах до бесконечности.

Применение к системе образования:

§ Самка млекопитающего не может быть ни микроскопической, ни гигантской: размер системы должен соответствовать выполняемым ею функциям. Так и в школе – численность класса, численность самой школы нельзя раздувать до бесконечности или снижать численность до 2-3 учеников.

§ Чтобы летать, птица не может быть слишком большой. Государства-империи, страдающие "синдромом динозавра", то есть разрастающиеся до огромных размеров, обречены на провал. Так и в системе образования – те университеты, которые разрослись до гигантских размеров, автоматически разделились на относительно самостоятельно существующие факультеты.

XIII. Закон комплементарности консерватизма и изменчивости: любая саморазвивающаяся система состоит из двух рядов подсистем; один ряд закрепляет ее строение и функции, а другой способствует обновлению или разрушению системы в соответствии с изменением среды существования.

Применение к системе образования:

§ Система наследственности и изменчивости; система организмов и вредителей. Так и в школе – многочисленные инструкции министерства закрепляют достигнутое, а учителя-новаторы стремятся разрушить старое и построить новое.

§ Борьба консервативных и радикальных партий в обществе. Так и в школьной ученической и учительской средах можно найти противоположные элементы.

XIY. Закон вектора развития: развитие однонаправленно.

Применение к системе образования:

§ Нельзя прожить жизнь наоборот; нельзя повернуть историю государства вспять; невозможно развернуть эволюцию планет и солнц. Так и относительно образования – необходимо неустанно напоминать школьникам и студентам немецкую поговорку: «То, что не выучил Гансик, Ганс никогда не выучит».

§ Развитие университетов уже никогда не вернется к уровню 18-20 веков.

XY. Закон Долло: организм, популяция, вид не могут вернуться к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков.

Применение к системе образования:

· Нельзя общественно-экономические формации, прожитые человечеством, вернуть. Например, современное общество уже никогда не вернется к первобытно-общинному строю. Так и в школе – уже нельзя вернуться к системе наказания розгами за провинности в школе.

XYI. Закон Рулье.

(Здесь и далее, если данному закону еще не найдено применение в системе образования, то он в тексте обозначается, но не приводится и не комментируется).

XYII. Закон неограниченности прогресса: развитие от простого к сложному эволюционно неограниченно.

Применение к системе образования:

§ В системе образования неустанно ищутся все новые методики преподавания. Так, за последнее время в странах СНГ заметен переход вузов на западную кредитную технологию.

XYIII. Биогенетический закон.

(Применение в системе образования еще не найдено).

XIX. Геогенетический закон Рундквиста.

(Применение в системе образования еще не найдено).

XX. Закон последовательности прохождения фаз развития: фазы развития природной системы могут следовать лишь в закрепленном эволюцией порядке от относительно простого к сложному.

Применение к системе образования:

§ Эволюция закрепляет геохимические, физиолого-биохимические процессы, без выпадения этапов; возможны лишь их ускоренные прохождения. Так и в школе – учатся от первого класса к последующим.

XXI. Системогенетический закон.

(Применение в системе образования еще не найдено).

XXII. Закон Кювье анатомической корреляции [1830 г.].

(Применение в системе образования еще не найдено).

XXIII. Закон синхронизации и гармонизации системных составляющих: в системе как самоорганизующемся единстве индивидуальные характеристики подсистем согласованы между собой.

Применение к системе образования:

Выпадение атома из молекулы делает вещество совсем иным; эволюционное изменение от водной жизни к сухопутной изменяет весь строй организма. Так и в школе – если троечник попадает в хороший класс, он вероятнее всего улучшит свою учебу. И, наоборот, отличник, попавший в отстающий класс, вероятнее всего снизит свою учебу.

Приведенные примеры применения общеэкологических законов к системе образования наглядно показывают, что их изучение под этим углом перспективно для целей дальнейшего совершенствования общеказахстанской системы образования.


Назад к списку