Экологическая культура - теория и практика

И.А. Сосунова
Международный независимый эколого-политологический университет,
г. Москва


Экологическая культура принадлежит к числу наиболее сложных теоретических понятий. В зависимости от реальной ситуации на первый план могут выдвигаться разные элементы экологической культуры, в основном в зависимости: во-первых, от вида функции, выполняемой экологической культурой в контексте конкретной исследовательской задачи; во-вторых, от актуализированных структурных элементов экологической культуры и уровня их проявления; в-третьих, от вида изучаемой деятельности и ее субъекта. В качестве достаточно общего проблемно-ориентированного определения данного понятия целесообразно использовать следующее: экологическая культура - это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, распространяющихся на все сферы материальной и духовной жизни, и направленных на регуляцию отношений общества и природы на основе принципа коэволюции.

Освещая выполнение экологической культурой функции целеполагания в сфере взаимоотношений общества и природы, можно констатировать, что в научно - экспертном сообществе сложилась достаточно законченная и полная система взглядов на основные ориентиры развития человечества. Достаточно характерна в этом отношении точка зрения[1], согласно которой экологическая культура как социальный феномен предполагает такой способ жизнедеятельности, при котором общество своей системой духовных ценностей, этических императивов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует у людей потребности и способы их реализации, которые не создают угрозу жизни на Земле. Такая культура, по мнению академика Н.Н.Моисеева, включает в себя «экологический императив», не зависит от воли отдельного человека, отражает коллективный интеллект человечества и биотические пределы биосферы. Это мера свободы человека свободного, разумного, нравственного по отношению к природе.

К концептуальным идеям современной экологической культуры, как представляется можно отнести, в первую очередь, принцип коэволюции, т.е. принцип развития человека в согласии с природой на основе диалога и равноправного сотрудничества с ней. При этом на нынешней стадии развития цивилизации, речь может идти только о достижении «устойчивого неравновесия» (термин принадлежит Э.Бауэру), а именно состояния, когда изменение параметров окружающей среды происходит столь медленно, что человечество способно адаптироваться к переменам, вписаться в практически стабильные биогеохимические циклы.

Особо следует отметить, что в условиях несомненной научной неопределенности и высокой потенциальной опасности многих последствий человеческой деятельности, в связи с чем ряд исследователей считает возможным говорить о кризисе рационализма в сфере отношений природы и общества[2] , резко возрастает значение ценностных (аксиологических) и этических феноменов экологической культуры[3]. Основной причина этого явления заключается в том, что за любым процессом взаимодействия человека и природы стоит ценностный конфликт, на весах которого сравнивается ущерб, наносимый природе, и приращение в удовлетворении определенных потребностей человека и общества. В условиях научной неопределенности разрешение этого конфликта неизбежно происходит не только в сфере рационального мышления, но и в сфере духовной жизни, где формируются регуляторы поведения, диктующие личности предпочтение между «можно» и «нельзя» в ситуации выбора.

В настоящее время уровень экологической культуры на постсоветском пространстве оценивается специалистами как недостаточно высокий. Однако, данные эмпирических исследований свидетельствуют о наличии благоприятных перспектив для его повышения. Отмечается явная актуализация социально-экологических проблем в общественном сознании, так, например, по данным недавнего экспертного опроса[4], около 1/4 респондентов считают состояние окружающей среды приоритетной проблемой, которую следует немедленно решить в масштабах страны в целом; 80 % - немедленно решить в промышленных регионах; 70 % - в сырьевых регионах. Важно отметить, что относительно «желаемого образа» взаимоотношений человека и природы в данном опросе были получены следующие результаты: к сторонниками неконфронтационных отношений с природой отнесли себя более 90 % экспертов; примерно 2/3 считают особенно важным для человека возможность прямого контакта с ненарушенной человеческой деятельностью природной средой; более половины считают основным источником эстетических чувств воздействие природы на человека; примерно 3/4 считают необходимым гармонизацию «второй природы» и окружающей природной среды. При этом, согласно, в частности, результатам опроса, проведенного в 2008 г. среди студентов МНЭПУ[5] (N= 166 чел.), респонденты, говоря о отставных элементах экологической культуры человека, на первое место поставили экологические знания и соблюдение экологических норм (61 и 60 % опрошенных соответственно), а почти половина (47 %) считают, что экологическая культура предполагает экологическую деятельность.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, распространяющихся на все сферы материальной и духовной жизни, и направленных на регуляцию отношений общества и природы на основе принципа коэволюции Современное состояние:

«желаемый образ» взаимоотношений человека и природы (по данным экспертного опроса 2007 г.): к сторонникам неконфронтационных отношений с природой отнесли себя более 90 % экспертов; примерно 2/3 считают особенно важным для человека возможность прямого контакта с ненарушенной человеческой деятельностью природной средой; более половины считают основным источником эстетических чувств воздействие природы на человека; примерно 3/4 считают необходимым гармонизацию «второй природы» и окружающей природной среды;

структура (по результатам анкетного опроса 2008 г.): на первое место респонденты поставили экологические знания и соблюдение экологических

норм (61 и 60 % опрошенных соответственно ), почти половина (47%) считает, что экологическая культура предполагает экологическую деятельность.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И МОРАЛЬ:

На регулятивную функцию экологической морали влияют:

процессы глобализации (вестернизации), насаждающие прагматизм и культ потребления;

подчиненное положение экологических ценностей в ценностной системе населения России. Влияние экологической ситуации на суммарный индекс удовлетворенности жизни по экспериментальным данным несколько превосходит социальный статус, экономическую обстановку в стране, творческую самореализацию на работе, но заметно уступает материальному положению семьи, личной безопасности, состоянию здоровья и т.д.

«ценностный разлом» последних десятилетий, следствиями которого являются сужение поля социального интереса, способность адаптироваться к любым социальным изменениям; снятие любых нравственных вопросов, готовность ради выживания к архаизации и примитивизации внутреннего мира и т.п.

незакрепленность принципов экологической этики и морали в корпоративной культуре российских предприятий и организаций. По результатам экспертного опроса 2007 г., лишь 3% респондентов отмечают, что корпоративная культура в России уже соответствует мировому уровню. При этом эксперты вообще не отмечают заметного присутствия «экологического компонента» в корпоративной культуре.

Актуализация проблем экологической этики и морали в общественном сознании Согласно результатам экспертного опроса 2008 г., около 80% опрошенных представителей предпринимательских кругов подчеркнули значение морально-этических основ принятия экологически значимых решений.

ЭКОДИЗАЙН ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В отличие от всех иных живых организмов человек способен приспосабливался к действительности не только как биологическое, но и как социобиологическое существо, осуществляя целенаправленную адаптацию внешней среды в соответствии с собственными интересами и потребностями. Особое внимание в экологическом дизайне уделяется, прежде всего, охране и восстановлению окружающей природной среды и заботе о здоровье человека. Основные положения экологического подхода в дизайне провозглашают максимальную экономию ресурсов и материалов, преимущественное использование энергетических ресурсов и материалов восполнимого и восстанавливаемого типа, учет долговечности изделий с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительности жизни изделий было оптимальным.

В качестве социально-экологической доминанты интеграционно-адаптационных процессов выступает именно социальная направленность, социальная составляющая экодизайна, обусловливающая позитивную мотивацию при принятии техническо-экономических решений, влияющих на окружающую среду и природу.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

Категория социально-экологической напряженности, по нашему мнению, по своей сути отражает результат сложного взаимодействия экологических, социальных и духовных факторов, является индикатором актуализации социально-экологических процессов. При этом показателем социально-экологической напряженности мы считаем наличие в общественном сознании устойчивых и распространенных оценок, чувств и настроений, связывающих антропогенную экологическую ситуацию с угрозой или фактическим ущемлением важнейших социальных и духовных потребностей конкретной общности. В свою очередь, критерием устойчивости и распространенности данных оценок служит их присутствие в общественном мнении.

Распространенность предпосылок возникновения социально-экологической напряженности на различных территориях России характеризуют, в частности, данными Фонда «Общественное мнение», согласно которым в августе 2007 г. 72 % населения России было обеспокоено экологической ситуацией в стране, при этом 60 % опрошенных россиян отметили, что за последние годы экологическая обстановка в стране ухудшилась. Специфической современной особенностью конкретных проявлений социально-экологической напряженности на постсоветском пространстве является, по нашему мнению, ее обусловленность незавершенностью институализации социально-экологических интересов вновь формирующихся социальных слоев и групп стратифицированного общества. Основными сферами данной институализации в настоящее время являются: сфера правовых институтов; экологические партии и движения; институты общественного участия в принятии решений; коммуникационная сфера; корпоративная культура; практика органов власти.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Сейчас в научном сообществе явно преобладает мнение о преимущественно антропогенных причинах данных изменений, что обусловливает их социально-экологическую природу. При этом масштаб прогнозируемых изменений и их влияние на экономику, инфраструктуру и т.д. оказывается настолько значительным, что несомненно позволяет причислить их к социально-экологическим доминантам.

На территории Российской Федерации данные изменения способны повлечь за собой значимые и неоднозначные последствия. В частности, в ряде важнейших сельскохозяйственных регионов страны могут возникнуть предпосылки для катастрофического локального опустынивания (аридизации) (Краснодарский край, Ростовская обл.); значительных потерь урожая в результате активизации насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур (Ставропольский край, Республика Калмыкия, Волгоградская, Астраханская, Саратовская, Ростовская обл., ряд регионов Сибири). Кроме того, возможен рост вероятности экстремальных гидрометеорологических явлений, в том числе наводнений, селей и лавин в горных районах, засух, усиление пожароопасности в лесах и т.д.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Состояние здоровья населения в настоящее время в значительной степени формируется антропогенными экологическими факторами, вследствие чего является феноменом социально-экологического характера. При этом проявившиеся тренды вызывают серьезное беспокойство. Так, для России, драматизм сложившейся в масштабах страны ситуации отражают, в частности, следующие показатели: по данным ЦСИ МЧС России вклад экологических факторов в риск преждевременной смерти составляет ныне примерно 20%, при этом, по данным член-корреспондента РАН А.В.Яблокова, в настоящее время в России по экологическим причинам преждевременно ежегодно умирает примерно 350 - 500 тыс. чел.

В целом состояние окружающей среды на наиболее населенных территориях страны, например, в мегаполисах во многих отношениях явно опасно для человека как биологического существа. Так, например, в Москве в 2002 г. канцерогенный риск от воздействия формальдегида оказался на приемлемом уровне только в четырех округах из десяти.

АНТРОПОГЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ

Антропогенные экологические катастрофы и их последствия, в том числе социальные, в современных условиях оказывают сильнейшее комплексное воздействие на развитие общества.

Особая роль в формировании качественных сдвигов в общественном сознании на постсоветском пространстве несомненно принадлежит Чернобыльской катастрофе, ставшей источником принципиально новых антропогенных экологических факторов, характеризующихся глобальностью и длительностью действия; непрогнозируемостью последствий и т.д.


Назад к списку