К вопросу об экологической культуре как главной цели экологического образования в вузе

Н.С. Карташова
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
г. Тула, Россия


АННОТАЦИЯ. В работе рассмотрены направления экологического образования в высшей школе. Проанализированы способы постановки и формулировки целей экологического образования. Обосновано многофункциональное использование понятия «экологическая культура» в качестве цели экологического образования

TURNING TO THE FIELD OF ECOLOGICAL CULTURE AS TARGET OF ECOLOGICAL EDUCATION IN A HIGH SCHOOL

The directions of ecological education at high school are touched at this work. Different ways of indicating and defining of ecological education’s aims are analysed. Multifunctioned usind of the expression “ecological culture” as the aim of ecological education are proved.

Специфика образовательного процесса в высших учебных заведениях детерминирует и специфику целеполагания для этого этапа непрерывного экологического образования. В высшем образовании традиционно выделяют три различных направления названного процесса. Первое направление более всего соотносится с формированием экологического мировоззрения и непосредственно продолжает решение как образовательных так и воспитательных задач, выдвинутых еще в средней общеобразовательной школе. Его характерным признаком является обязательность для всех. Вне зависимости от той области деятельности, которую выбирает будущий специалист, он должен обладать необходимым миропредставлением, определенным философским обоснованием своей будущей деятельности, реалистичным ощущением необходимости гармоничного соразвития человеческого общества и окружающей природной среды и желание активного участия в процессах развития биосферы. Прямое отношение этого направления к формированию мировоззрения объясняет включение предмета «Экология» в перечень дисциплин общекультурного блока для студентов практически всех специальностей. Отмечая особенности методологии экологического образования студентов гуманитарных и социальных специальностей университетов, специалисты выделяют основные цели и задачи этого процесса, связанные с формированием и повышением уровня экологической культуры, необходимой в профессиональной специализации студентов. А целью экологической подготовки студентов классических университетов независимо от профиля и специализации выпускника утверждается подготовка специалистов высокой квалификации, способных обеспечить экологически безопасное устойчивое развитие природных территориальных комплексов, экономики, национальных и культурных традиций населения, формирование у студентов грамотного восприятия явлений, связанных с жизнедеятельностью человека в природной среде, в т.ч. и с его профессиональной деятельностью.

Второе направление – становление экологического профессионализма будущего специалиста. И, если первое направление представляется достаточно универсальным, что откладывает отпечаток на конструирование целей, делая их более или менее декларированными, то второе соотносится с характером будущей деятельности выпускника вуза. Эта деятельность напрямую связана с его способностью принимать наиболее рациональные, конструктивные, технологические, хозяйственные или административные решения с учетом экологических факторов. Конкретность деятельности обуславливает необходимость конкретизировать и цели экологической подготовки будущего специалиста. Так, прогнозируя выполение целей экологического образования в техническом университете, предполагается, что выпускники различных специальностей смогут в ходе своего профессионального становления осуществить интеллектуальное, образовательное и инженерное обеспечение процесса сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала государства. Важной особенностью обеспечения экологической грамотности выпускников технических университетов является то, что конечной целью этого процесса должна быть интеграция знаний об окружающей среде и предмете профессиональной подготовки специалистов, позволяющая предвидеть экологические противоречия и решать экологические проблемы в рамках профессиональной специализации.

Третье направление деятельности в области экологического образования на этапе вузовского обучения обусловлено необходимостью подготовки специалистов, способных решать многочисленные задачи, связанные с взаимоотношением человека и окружающей среды.

Предположительно, это должны быть специалисты, сочетающие экологические знания с широкой гуманитарной подготовкой в области экономики, правоведения и многих других сфер человеческой деятельности. Так, например, основной целью экологического образования инженеров-экологов выдвигается вооружение студентов знаниями законов, управляющих связями живых организмов с окружающей средой, законов развития и функционирования экосистем и основными принципами использования этих законов в практической деятельности людей .

К этому направлению относится и подготовка учителей в области экологического образования в системе высшего педагогического образования. В общем виде основной целью этого процесса выдвигается вооружение будущих специалистов системой научных знаний, умений и навыков, обеспечивающей профессиональную готовность к осуществлению экологического образования школьников.

Целью профессионально-педагогической подготовки будущих учителей-предметников (для этапа основного и полного среднего образования) признается развитие у студентов фундаментальных экологических знаний, умений, ценностных ориентаций, связанных как с предметной областью «Экология», так и с психолого-педагогическими теориями; формирование черт экологического стиля мышления, экологически оправданного поведения и реализация экологического императива в школьном обучении.

Анализируя формулировки целей экологического образования и воспитания в вузе, можно сделать следующие выводы:

1. Общие цели экологического образования отражают общие тенденции в развитии современного общества, детерминирующие необходимость изменения мировоззрения, мышления, сознания в связи с изменением отношения к окружающей действительности, в том числе к природной среде. В то же время эти цели остаются в большей степени декларированными, не обозначают конечный ожидаемый результат процесса формирования экологической грамотности населения. В связи с этим их достижение не может быть констатировано, что в дальнейшем предполагает отсутствие возможности изменения, пересмотра, корректировки, а при необходимости – и изменения целей вследствии изменения условий образовательного процесса.

2. Из рассмотренных общих целей экологического образования лишь цели, связанные с формированием экологической ответственности подрастающего поколения, называют главный результат этого процесса, выраженный в ощутимых действиях (способности принимать и выполнять решения в реальных экологических ситуациях). Однако, видимый недостаток таким образом сформулиованной цели, на наш взгляд, заключается в некоторой отстраненности субъекта экологического действия от объекта приложения усилий, в некоторой пассивности и необязательности выполнения (действительно, при отсутствии реальной экологической ситуации экологическая ответственность не может быть проявлена и обнаружена).

3. Вполне оправданным представляется соотнесение общей цели экологического образования в трудах многих авторов с таким понятием и явлением как экологическая культура. Многоаспектность этого явления позволяет рассматривать разнообразные его грани в приложении и к разнообразным сторонам процесса экологического образования (так же как понятие «культура» претерпевает интерпретации толкования в зависимости от сфер человеческой деятельности, к которой она относится). Такая внутренняя «универсальность» и «многомерность», присущая понятию культура, позволяет выдвигать в качестве цели экологического образования экологическую культуру и для этапа дошкольного образования и воспитания, и для процесса образования в средней основной и средней полной школе, и для разных направлений высшего образования и т.д. С одной стороны этот факт позволяет говорить о существовании главного и общего ориентира в экологическогом образовании, что на первый взгляд систематизирует, направляет в единое русло все составляющие этого непрерывного процесса. С другой стороны, выдвижение экологической культуры в качестве главного ориентира в экологическом образовании, рождает серьезное противоречие, которое не решено в концептуальных обоснованиях. А именно: до сих пор не принято ни одно толкование понятия «экологическая культура», которое органично соответствует личности, призванной реализовывать процесс устойчивого развития общества, а также свидетельствует о законченности образовательного процесса и достижении поставленной цели. Это противоречие можно считать объективным, так как констатация факта сформированности культуры личности, а также завершения процесса этому способствующая, некорректна и вряд ли может быть изобретен инструментарий, позволяющий засвидетельствовать этот факт.

Более серьезное противоречие, которое имеет тенденции к разрешению, заключается в том, что в большинстве трудов, обосновывающих экологическую культуру как цель экологического образования, речь идет о компонентном или элементном составе этого понятия для конкретного этапа этого непрерывного процесса, или рассмотрение «по горизонтали»: компоненты экологической культуры дошкольников, младших школьников, старшеклассников, студентов, профессиональных работников.

Очевидно, что использование такого универсального понятия как экологическая культура для каждого отдельного этапа экологического образования ставит под сомнение необходимость существования каждого последующего этапа, при условии, что цель предыдущего этапа (формирование экологической культуры) достигнута (иначе, зачем же выдвигать недостижимые цели?). Вероятно назрела необходимость в рассмотрении понятия «экологическая культура» в двух «измерениях», как «по горизонтали», так и «по вертикали», то есть в обозначении сущностных особенностей экологической культуры для каждого этапа как составляющих многокомпонентного и многоаспектного образования. Разрешение этого противоречия возможно при условии рассмотрения понятия «экологическая культура», проявляющегося в аспектах, обозначаемых философскими категориями всеобщее, особенное, единичное.

Согласно философскому обоснованию эти категории выражают объективные связи мира и характеризуют процесс его познания. Единичное – определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени; особенное – предмет, взятый в своей конкретной целостности, как определенно всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное; всеобщее, или общее – сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы или явления объединяются в ту или иную таксономическую категорию (класс, род, вид и т.д.). На основании этого можно признать, что «экологическая культура» как всеобщее понятие и главная цель экологического образования, может быть проявлена в аспекте единичного – форме существования всеобщего в действительности. В качестве «единичного» выступает то понимание экологической культуры, которое наиболее гармонично соответствует личности на каждом определенном этапе непрерывного процесса экологического образования. В связи с этим заметим: трудно не признать тот факт, что экологическая культура школьников должна отличаться от экологической культуры инженеров-технологов или экологической культуры работников биосферного заповедника. В этом случае речь идет об экологической культуре каждой отдельно взятой группы как единичной категории. В то же время, несмотря на очевидные особенности, этим трем «вариантам» толкования экологической культуры присущи сходные признаки, позволяющие объединить их в систему – понятие «экологическая культура» как главная цель экологического образования для всех его этапов, связанная с личностью, призванной решать задачи устойчивого развития общества.

Если говорить о проявлении «качеств» особенного в толковании единичного понятия «экологическая культура», то можно отметить следующее: экологическая культура школьников, проживающих в крупных промышленных городах центральной части России, естественным образом может отличаться от экологической культуры школьников того же возраста, проживающих в оленеводческих районах северной части России или поселках Сибири и Дальнего Востока. Эти отличия и определяют особенное, как проявление всеобщего в единичном. И речь здесь идет не о «двойных стандартах» в понимании экологической культуры, а ее многоплановом проявлении в зависимости от возраста личности; принадлежности ее к определенным социально-экономическим , национально-этническим, политическим, религиозным и другим группам.

Не претендуя на обоснование экологической культуры как главной цели экологического образования и как всеобщей категории, отметим все же ее связь с такими качествами личности, которые позволят ей реализовывать процесс устойчивого развития общества. В связи с этим одной из задач нашего исследования является определение экологической культуры учителя в области экологического образования (в том числе учителя экологии) как единичной категории, определяющей одну из целей образовательного процесса студентов педвуза, а также являющейся составляющей всеобщей категории «экологическая культура». Вместе с этим мы рассматриваем соотношения категорий экологическая культура учителя в области экологического образования, его профессионально-педагогическая культура и профессиональная компетентность.


Назад к списку