Проектное экологическое обучение – как основа образования для устойчивого развития

Бондарчук Елена Алексеевна
Фонд «Устойчивое развитие»,
г. Москва


АННОТАЦИЯ.Проектное обучение всё шире применяется и в формате дополнительного образования и в общеобразовательной школе. Воспитание активной жизненной позиции школьников через участие в проектах в рамках эколого-социальных программ можно считать наиболее апробированной социальной технологиейвовлечения молодежи в жизнь сообщества. Практическим примером такого подхода может служить Программа Фонда Алкоа «В ответе за будущее», которая способствует устойчивому развитию территорий, через вовлечение учащихся местных школ в разработку и реализацию общественно-полезных проектов для своих сообществ, проведение исследовательских школьных проектов, участие в творческих конкурсах, через проведение обучающих мастер-классов для учителей, воспитателей и старшеклассников. Экологическое образование школьников, в рамках программ, направленных на развитие территории, является по сути своей образованием для устойчивого развития.

Education through projects becomes more widely used both in format of ordinary schools and compulsatory education. The most tested social technology of involving students into local community life is involving them in social-ecological projects, that helps to support their active position in life. Alcoa Foundation Program “We Are in Charge for the Future” in Russia serves as a good practical example of such approach, and lead to sustainability of local communities. Local schools participate in designing and implementation of public-useful projects for their communities; carrying out youth research ecological projects; participate in creative contests, master-classes. Thus ecological education within the programs that contributes to sustainable development of the territories becomes a kind of “education for sustainable development”.

Программа Фонда Алкоа по устойчивому развитию и охране окружающей среды для России «В ответе за будущее» (2006-2010) реализуется Фондом «Устойчивое Развитие», который разработал и управляет программой, в сотрудничестве с Фондом Алкоа и российскими предприятиями Алкоа в России (ОАО "Алкоа Металлург Рус" в Белой Калитве и Самарский Металлургический Завод). Цель Программы– поддержка устойчивого развития партнерских территорий в России, включая содействие охране окружающей среды в трех муниципальных образованиях – Самаре, Белой Калитве и пос. Любучаны (Чеховский район Московской области) через просветительскую работу с молодежью и поддержку местных общественных организаций.

Программа состоит из нескольких компонентов:

· анализ проблем развития территорий с целью привлечения всех заинтересованных сторон к их решению (2007 г.);

· распространение экологических образовательных программ в партнерских школах и детских образовательных учреждениях (2007-2010); подшефная эколого-социальная работа в начальной школе и детских садах, интернатах, реабилитационных центрах; проведение творческих детских экологических конкурсов;

· проведение грантовых конкурсов эколого-социальных проектов, содействующих устойчивому развитию, с предоставлением поддержки местным НКО и детским образовательным учреждениям (2007-2010).

Проектное экологическое обучение, предложенное в рамках Прогарммы, позволяет:

· дать школьникам практический опыт работы в команде;

· привлечь к общественно-полезной работе ребят с различными наклонностями и способностями;

· проводить исследовательские школьные проекты, и публично презентовать результаты;

· приобретать опыт социального проектирования (разрабатывать-реализовывать-пропагандировать экологические проекты);

· разрабатывать сценарии и планы мероприятий и событий по выполнению проектов.

Для передачи экологических знаний школьникам разного возраста в рамках проектного подхода используются различные формы: мастер-классы (где теоретические знания сочетаются с практическими полевыми занятиями); исследовательские мини-проекты; творческие экологические конкурсы, экологические лагеря и экспедиции; создание фото-выставок, видеофильмов и кукольных спектаклей экологической направленности; создание экологических троп и экскурсий по ним, подготовка школьных гидов; проведение традиционных природоохранных акций.

Такой комплексный подход дает возможность школьникам получить новые экологические знания и одновременно применить их на практике. Т.е. приобрести опыт общественно-полезной работы, направленной на устойчивое развитие местного сообщества, а именно: улучшение экологической обстановки, создание новых образовательных и социальных услуг, привлечение внимания общественности к вопросам экологии и познавательного досуга молодежи, вовлечение жителей в природоохранные работы. А координация практической экологической работы школьников с планами развития территории позволяет учителю на практике продемонстрировать действенность активной жизненной позиции и реальную возможность осуществлять принцип «думай глобально - действуй локально».

Достаточно убедительной иллюстрацией эффективности подобного многокомпонентного подхода могут служить результаты почти трехлетней работы по программе «В ответе за будущее», которая по сути своей является одной из форм образования для устойчивого развития, и позволяет поэтапно реализовывать разные элементы проектного обучения для школьников среднего и старшего звена.

Так, в рамках Программы в 2007г. совместно с Ростовским региональным отделением Аналитического Центра Юрия Левады был проведен социологический опрос учителей, школьников, родителей, жителей территорий реализации Программы на тему: «Социально-экологические проблемы и оценка потребностей в области охраны окружающей среды и устойчивого развития территорий Самары, Белой Калитвы и пос. Любучаны. Результаты опроса послужили основанием для формулирования приоритетов грантовых конкурсов Программы и дальнейшей политики благотворительности компании Алкоа в России на территориях присутствия.

В 2007-2009гг проведено 23 мастер-класса для учителей, педагогов дополнительного образования, старшеклассников в городах Самаре, Белой Калитве и поселке Любучаны (Московской обл.). Занятия по принципам охраны природной среды и устойчивого развития базируются на опыте образовательных школьных проектов (реализованных 1999-2006 гг. в ряде регионов Российской Федерации), таких как: Российский детский телекоммуникационный проект «Экологическое Содружество» (Институт экологического почвоведения МГУ) и проект «Чистый город с детьми и для детей» (Отдел образования и Отдел по делам молодежи и общественности г. Пущино Московской области).

Мастер-классы проводят специалисты факультета почвоведения МГУ, Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных Общественного Экологического Совета при Депутатской комиссии г. Пущино. В обучении приняли участие учителя и учащиеся из 38 школ: 26 школ Самары, девяти школ Белой Калитвы, трех школ Чеховского р-на Московской обл. Всего обучение прошли 120 педагогов, и 88 школьников 5-10-х классов.

В декабре 2007г. пятнадцать исследовательских работ школьников, работающих в Программе, приняли участие во Всероссийской телекоммуникационной конференции «Природу Росси сохранят дети», и девять работ стали победителями в различных номинациях.

С лета 2007 г. было выполнено 12 грантов на общую сумму 1 534 798 руб. Проекты, разработанные учителями при участии старшеклассников, посвящены различным тематикам природоохранной деятельности и включают: исследование и мониторинг малых рек, родников и озер, очистку их берегов, благоустройство памятников природы (Караул-горы и Царев-кургана), создание экологических троп (в Белой Калитве и пос. Любучаны), озеленение школьных дворов, управление бытовыми отходами в школах, а также проведение экологических уроков.

Летом 2008 г. восемь новых проектных инициатив школ и общественных организаций получили поддержку в рамках Программы на общую сумму 1 200 347 руб. В ходе выполнения этих проектов взяты под охрану школьников новые памятники природы в Самарской области; продолжилось развитие первой экотропы г. Белая Калитва; стали благоустроенными территории гребной базы «Школы Олимпийского резерва», школы-интерната в Самаре. И главное, к Программе в 2008 г. присоединились ребята с ограниченными возможностями здоровья; они смогли побывать в уникальных уголках природы, участвовать в проектах своих сверстников.

С лета 2008 г. в рамках программы Фонда Алкоа «В ответе за будущее». проводился межрегиональный детский экологический конкурс "Мы - одна семья: природа и люди", участниками которого стали около 600 ребят возрасте от 7 до 17 лет из Белой Калитвы, Самары, пос.Любучаны. Конкурс проводился в четырех номинациях: «Родной край глазами детей» (конкурс рисунков и поделок из природного материала); «Фото-око» (конкурс фотографий); «Вторая жизнь отходов» (конкурс поделок); «Жизнь природы и судьбы людей» (литературный конкурс). Все поданные на конкурс работы были показаны на выставках, которые посетили более тысячи ребят и жителей партнерских территорий, а работы-победители составят передвижные выставки и украсят финальный буклет Программы с рассказами о всех полезных и нужных природоохранных делах ребят, выполненных совместно. Запланированный в 2009 г. обмен выставками между городами Самара и Белая Калитва позволит открыть новый формат диалога молодежи, ответственной за свое будущее.

Программа продолжается до 2010 г. Весной 2009 г. был проведен третий грантовый конкурс проектных инициатив школьников на территориях Самары и Белой Калитвы, и двенадцать проектов стали победителями. В Белой Калитве главной темой работ стало составление «зеленого паспорта» города, т.е. проведение школьниками мониторинга деревьев на улицах города и пришкольных участках, причем материалы этой работы будут включены в «Мониторинг зеленых насаждений», который проводится администрацией города. Таким образом экологическая работа школьников вносит свой реальный вклад в общегородскую программу социально-экономического развития территории.

Темой работ этого конкурса в Самаре станет развитие и укрепление движения «Школьное шефство над памятниками природы Самарской области и зелеными зонами Самары», которое является составной частью всероссийского Движения «Друзей зеленых островов».

Следует особо отметить, что видимое «социальное звучание» школьных экологических проектов достигается за счет ежедневной партнерской работы с общественными эколого-ориентированными организациями на местах и включением в эколого-социальные школьные проекты такой целевой группы, как «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Еще одной формой комплексного экологического обучения послужат обменные летние поездки: это - экологический лагерь (в Белой Калитве) и экологическая экспедиция (на территории Национального парка «Самарская Лука»), в которых примут участие самые активные участники Программы. Результатом такой работы станут итоговые презентации по летним программам, которые будут показаны в десятках школ городов-партнеров: Самары и Белой Калитвы.

Таким образом, апробирована образовательная модель, которая способствует воспитанию активного гражданина, вооруженного экологическими знаниями и практическим опытом природоохранной и общественно-полезной работы в своем сообществе. Сочетание теоретических занятий и практических форм работы в рамках эколого-социальных проектов и программ дает школьникам возможность шире использовать полученные экологические знания, вырабатывать активную гражданскую позицию, формулировать свои идеи и мечты в виде проектных разработок, которые они имеют возможность реализовывать совместно с учителями и общественными организациями, что учит их социальному партнерству.


Назад к списку