Проект создания региональной сети школьного экологического мониторинга особо охраняемых природных территорий

Н.Е. Шиширина, Т.П. Ихер
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся»,
г. Тула


Тульская область – один из наиболее освоенных регионов центральной России, поэтому растительный и животный мир природных ландшафтов испытывает мощное воздействие со стороны населения и интенсивной хозяйственной деятельности. Формирование экологической культуры, организация и развитие системы экологического образования являются необходимыми условиями улучшения экологической обстановки на территории Тульской области. В целях повышения образовательного значения особо охраняемых природных территорий Тульской области как наиболее ценных и экологически значимых участков природы, а также пополнения сведений об их состоянии целесообразна организация и проведение школьного экологического мониторинга.

В настоящее время на территории Тульской области имеются 56 особо охраняемых природных территорий общей площадью 6934 га, что составляет около 0,3% общей площади территории региона. За исключением территорий музеев-заповедников «Ясная Поляна», «Куликово Поле» и музея-заповедника им. В.Д. Поленова остальные памятники природы не задействованы в мероприятиях по экологическому просвещению школьников, а также не обеспечены систематическим наблюдением за состоянием ценных природных объектов. В Тульской области накоплен богатый опыт по проведению различных эколого-образовательных, исследовательских и природоохранных программ с привлечением педагогов и школьников из городских и сельских школ, системы дополнительного образования.

Проект «Организация и проведение школьного экологического мониторинга особо охраняемых природных территорий Тульской области», включенный в перечень мероприятий в рамках реализации экологической программы на 2007-2011 г.г. «Экология и природные ресурсы Тульской области», направлен на создание системы общественной поддержки сохранения живой природы региона силами различных образовательных учреждений под руководством педагогов, ученых биологов и экологов, а также специалистов природоохранных органов.

Основная цель проекта – создание системы общественной поддержки сохранения живой природы Тульского региона силами отрядов школьников под руководством педагогов, входящих в региональную сеть школьного экологического мониторинга.

Цель будет достигнута путем решения следующих задач:

· создание системы обучения педагогов и учащихся научно-исследовательской и природоохранной деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) по единой программе;

· системное обучение педагогов и учащихся на семинарских занятиях, практикумах, в летних экологических школах и экспедиционных лагерях, аналитических семинарах как эффективный способ распространения идей о сохранении живой природы и информации о ее состоянии;

· создание системы закрепления (кураторства) коллективов учащихся различных образовательных учреждений за конкретными ООПТ;

· распространение экологических и биологических знаний, формирование у широких слоев населения системных представлений о роли живой природы в поддержании биосферного баланса;

· возрождение традиций бережного отношения местного населения к природе, сохранения природного наследия;

· формирование у учащихся активной гражданской позиции по отношению к сохранению живой природы, пробуждение чувства значимости, востребованности и гордости за малую родину;

· расширение участия школьников и студентов в принятии экологически значимых решений, контроле за состоянием биоты и реализации природоохранных проектов;

· выполнение конкретных природоохранных мероприятий, направленных на улучшение состояния отдельных популяций редких видов и природных комплексов в целом на модельных охраняемых территориях;

· выпуск сборников исследовательских работ школьников и студентов по проблемам охраны природы, рационального природопользования, сохранения биоразнообразия с учётом регионального компонента;

· установление связей между образовательными учреждениями, общественными и природоохранными организациями, органами местного самоуправления, землепользователями ООПТ, населением и средствами массовой информации для осуществления практической природоохранной деятельности на местах;

· повышение информированности широких слоев населения о существующей нормативно-правовой базе функционировании особо охраняемых природных территорий.

На основе имеющей региональной сети школьного экологического мониторинга малых рек при соответствующем организационно-методическом обеспечении и обучении ее участников и потенциальных коллективов – кураторов особо охраняемых природных территорий будет сформирована новая структура детского и молодежного движения - сеть школьного биомониторинга ООПТ, что обеспечит успешное тиражирование опыта общественного контроля объектов живой природы на модельные природные комплексы ООПТ.

Образовательная технология осуществления природоохранной деятельности силами учащихся и опыт организационно-методического обеспечения функционирования сети школьного биомониторинга ООПТ планируется распространить в ряде субъектов РФ, в том числе в Калужской, Липецкой, Орловской, Владимирской, Ярославской и других областях.

В ходе реализации проекта Тульским ОЭБЦу будут установлены контакты с целым рядом заповедников и заказников, национальными и природными парками, расположенными на территории России. Проект будет внедряться на территории 10 – 15 модельных памятников природы, расположенных в разных административных районах Тульской области: Алексинском, Богородицком, Веневском, Ленинском, Одоевском, Щекинском и пр.

При распространении новой эколого-образовательной технологии будет создана система обучения педагогов и учащихся природоохранной и научно-исследовательской деятельности на особо охраняемых природных территориях по единой программе, подготовлен комплект методических пособий для обеспечения биомониторинговых наблюдений за биотой на ООПТ.

В ходе реализации проекта будут установлены связи между образовательными учреждениями, общественными и природоохранными организациями, органами местного самоуправления, землепользователями ООПТ, населением и средствами массовой информации для осуществления их совместной практической природоохранной деятельности на местах, а также повышена степень информированности широких слоев населения о существующей нормативно-правовой базе функционирования ООПТ. Природоохранная работа на ООПТ будет способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции по отношению к сохранению живой природы, пробуждению чувства значимости и гордости за малую родину.

В результате внедрения проекта создания школьной сети экологического мониторинга особо охраняемых природных территорий в учебно-исследовательскую и природоохранную деятельность образовательных учреждений региона предполагается:

· вовлечение большого числа коллективов учащихся Тульской области в конкретную научно-исследовательскую и природоохранную деятельность на охраняемых природных территориях.

· приобретение учащимися опыта решения задач охраны природы путем поиска и нахождения компромисса между интересами хозяйств-землепользователей, нуждами местного населения и требованиями сохранения и восстановления охраняемых природных объектов, используя знания биологии редких видов, закономерностей функционирования экосистем и нормативно-правовой базы по охраняемым территориям.

· регулярное получение государственными природоохранными структурами оперативных сведений о реальном экологическом состоянии природных комплексов охраняемых природных территорий и нарушениях режимов природопользования на них.

· возможность создания «Летописи природы» курируемых ООПТ, пополняемой и обновляемой ежегодно по единой схеме.

· реальное улучшение состояния курируемых ООПТ в результате проведения биотехнических мероприятий (очистка территорий от бытового мусора, сбор и подсев семян редких видов для расширения площади их ценопопуляций и др.).

· получение новой информации о распространении редких видов на территории региона с последующим проектированием новых ООПТ.

· появление проектов, использующих образовательную технологию данного проекта, в других регионах России.


Назад к списку