Практический экомониторинг в экологическом образовании

А.А. Короткова, Н.П. Булухто
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
г. Тула
Р.О. Бутовский
Фонд Устойчивое Развитие,
г. Москва


АННОТАЦИЯ. Кафедрой зоологии и естественнонаучным факульте­том Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Тол­стого на базе Яснополянской гимназии №2. в 2007-2008 гг. выполнен проект РМО «Практический экомониторинг в экологическом образовании» при финансовой поддержке Фонда «Устойчивое развитие» и АМР США. В ходе выполнения проекта был использован научный и методический опыт по экологическому образованию и воспитанию, а также экомониторинга и биомо­ниторинга. Результаты способствовали формированию и разви­тию экологического сознания школьников и его активной компоненты, направ­ленной на практические действия.

Summary

The Department of zoology of Tula State Pedagogical University named after L.N.Tolstoy in 2007-2008 performed a CDSP project «Practical ecological monitoring in ecological education” funded by Fund for Sustainable Development and USAID based on Yasnopolyanskaya School # 2. The TSPU research and pedagogical experience on ecological education and eco- and biomonitoring was applied in the project. The project results contributed to the development of ecological conciousness in schoolchildren and its active component, targeted to practical activities.

Экологическое состояние окружающей среды и ее устойчивое развитие непосредственно связаны с уровнем экологического образования и воспитания населения, которые должны быть направлены на актуализацию социально значимой экологической доминанты общественного сознания. Нами выполнен проект «Практический экомониторинг в экологическом образовании» в рамках соглашения CDSP-Щ2/ФУР-2007 (проект CDSP-Щ-4), при финансовой поддержке Фонда «Устойчивое развитие» и Агентства США по международному развитию. Проект направлен на поиск решения экологических проблем Ясной Поляны Щекинского района посредством активизации экологического образо­вания школьников в теоретическом и практическом аспекте, а также на расширение экологических знаний учащихся и выполнение ими конкретных действий по улучшению и охране окружающей среды. Данная работа способствовала активизации деятельностной компоненты экологического соз­нания школьников. Реализация практических мер по экомониторингу позволяет способствовать со­хранению биоразнообразия и улучшению среды обитания человека.

В ходе выполнения проекта был использован научный и методический опыт по экологическому образованию и воспитанию, а также экомониторинга и биомо­ниторинга, накопленного кафедрой зоологии и естественнонаучным факульте­том Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Тол­стого. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- проведение интенсивного курса экологии для учащихся Яснополян­ской гимназии № 2 им. Л.Н. Толстого (модельная группа);

- создание школьного экологического отряда;

- экологический мониторинг состояния окружающей среды на пришко­льной территории и на территории музея-заповедника «Ясная Поляна»;

- оценка состояния и перспектив развития изучаемых экосистем;

- формирование комплекса практических мероприятий по улучшению экологического состояния исследуемых территорий и их реализация силами школьного экологического отряда.

Модельной группой являлись школьники среднего звена Яснополян­ской гимназии №2 им. Л.Н. Толстого, входящие в группу «Муравейное брат­ство». Помимо этого, занятия проводились со школьники, посещавшими лет­ний лагерь «Муравейное братство», а также с учениками начальной школы. Всего было охвачено 38 учащихся. Занятия проводились силами координатора, исполнителей, консультантов проекта, а также студентов-волонтеров естественнонаучного факультета ТГПУ им. Л.Н. Толстого (14 человек). Было прове­дено 10 часов лекций, 6 часов лабораторно-практических занятий, 96 часов по­левых экскурсий. С модельной груп­пой младших школьников (12 человек) студентами ЕНФ ТГПУ были прове­дены экологические игры «Растем вместе», «Экологические загадки осени», «Олимпиада по природоведению». Цель игры «Растем вместе» заключается в обучении младших школьников основам экомониторинга. В ходе игры детьми были оформлены дневники по наблюдению за деревьями на школьной терри­тории, которое будет продолжаться в течение всего учебного года. В частно­сти, проведена полевая экскурсия «Осень золотая». Силами студентов естественнонаучного факультета Тульского государственного педагогического уни­верситета им. Л.Н. Толстого был проведен КВН на экологическую тематику. С учащимися 5 класса проведены: развивающая игра «Счаст­ливый случай» по природоведению, развивающая игра-викторина «Мир животных», урок-игра «Разнообразие животных».

Проведенный курс следует признать эффективным. Этому способствовали следующие факты:

- в настоящее время в учебном плане Яснополянской гимназии № 2 экология как учебная дисциплина существует только в 4 классе, что накладывает свой отпечаток на восприятие и запоминание учащимися экологических сведе­ний;

- дополнительный курс экологии способствовал расширению и углублению знаний учащихся по экологии и экомониторингу;

- все занятия были проведены докторами и кандидатами биологических наук, профессорами и доцентами, высокая квалификация которых обеспечи­вала высокий научный и методический уровень проводимых занятий;

- проверка полученных знаний и навыков практического экомониторинга учащихся после обучения дала положительные результаты;

- в процессе занятий у учащихся была сформирована положительная мотивация к выполнению действий в рамках проекта, а так же заложены основы активного отношения к экологическим проблемам.

Школьный экологический отряд, который первоначально предполагалось формировать, был составлен из школьников, уже объединенных в «Муравейном братстве».

Экомониторинг Ясной Поляны, проведенный школьниками под руково­дством участников проекта и студентов-волонтеров, позволил:

1. Изучить растительный покров музея-заповедника «Ясная Поляна».

2. Изучить растительный покров, строение торфяной залежи и генезис болот му­зея-заповедника «Ясная Поляна».

3. Оценить состояние популяций болотных растений.

4. Оценить состояние древесно-кустарниковой флоры территории и ок­рестностей Яснополянской гимназии.

5. Изучить население птиц Ясной Поляны по данным учетов 2007 г.

6. Составить список фоновых видов беспозвоночных различных экосистем Яс­ной Поляны.

7. Провести биоиндикационную оценку сапробности вод р. Ясенки и пруда му­зея-заповедника «Ясная Поляна».

8. Составить экологический паспорт Яснополянской гимназии № 2.

Весной 2007 года силами учащихся, студентов и участников проекта проведена уборка территории гимназии. Приобретено и высажено на территории гимназии 1200 растений-однолетников, которые сформировали клумбы около входа в здание, а также около памятников Ленину и яснополянцам, погибшим во время Великой отечественной войны. Так же в рамках озеленения террито­рии школы было высажено 35 елей, 3 сосны, 2 рябины, 4 куста спиреи, 2 куста роз и 25 кустов шиповника. Частично саженцы деревьев и кустарников были предоставлены Биоэкологической опытной станцией Тульского государствен­ного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. В озеленении террито­рии гимназии участвовали 25 учащихся и 2 группы студентов по 20 человек. Озеленение способствовало улучшению экологической обстановки и эстетиче­ского состояния территории гимназии. Помимо этого, практическая совместная работа учащихся, студентов и преподавателей способствовала созданию ком­фортного психологического климата, обучению учащихся практическим дейст­виям по улучшению состояния среды.

Следует отметить так же положительную эмоциональную обстановку при общении участников проекта, учеников, учителей и руководства гимназии. Получили развитие партнерские отношения между естественнонаучным факуль­тетом ТГПУ им. Л.Н. Толстого и Яснополянской гимназии № 2 им. Л.Н. Толстого.

Результаты проекта были доложены на Международной конференции по хищным птицам (Иваново, февраль 2008) и на Обучающем семинаре-тренинге «Местные муниципальные об­разования – проблемы и решения» (ФУР, Щекино, апрель 2008).

Изданы «Методические рекомендации по орга­низации практического экомониторинга в школе» (Короткова А.А., Булухто Н.П., Швец О. В., Вол­кова Е.М., Булухто А. П.\\Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – 24 с.). Разработанные Методические рекомендации помогут учителям быстро и эффективно организовать подобную работу в школе.


Назад к списку