Разработка региональной стратегии формирования экологической культуры населения. Часть 1

Витольд Альбертович Ясвин (V.A. Yasvin),
доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии Института психологии
им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ),
член Центра экологической политики России,
г. Москва


АННОТАЦИЯ.В статье рассмотрены методологические основы разработки региональной Стратегии формирования экологической культуры населения. Раскрываются ключевые понятия и предлагается возможная структура документа. Приводятся задачи и содержание работы с населением. Анализируются основные инструменты, институты, приоритеты и организационные механизмы формирования экологической культуры различных категорий населения региона.

Основные понятия

Стратегия (греч. stratêgia, stratos – войско + agô – веду) – согласованная совокупность решений, устойчивый комплекс действий и способов использования средств и ресурсов, направленных на достижение целей и решение соответствующих задач в долгосрочной перспективе.

Стратегия – это процесс реализации на практике определённой политики и концепций, охватывающий вопросы планирования и организации деятельности. Стратегия определяется принимаемыми значениями управляемых переменных. Для выбора этих значений важно знать также условия «внешней среды», т.е. значения неуправляемых переменных. В многошаговых процессах стратегия определяет правила принятия дальнейших решений (т.е. выбора траектории развития проекта) на основе получаемой на каждом этапе информации о ходе процесса и изменениях среды.

Стратегическое планирование – процесс анализа сложившейся обстановки и определения целей, сил, средств и способов деятельности, ее организации и обеспечения. Стратегическое планирование заключается в проведении оперативных расчетов, установлении прогнозов и в разработке соответствующих документов стратегического планирования.

Термин «экологический» чаще всего понимается как «связанный с окружающей средой». В широком смысле под окружающей средой принято понимать совокупность природных (физических, химических, биологических) условий и влияний, а также социальных факторов, окружающих человека. Современные программы экологического образования нередко включают и специальные разделы, посвященные изучению различных аспектов межчеловеческих отношений. В то же время, когда речь идет об «экологической политике», «охране среды» или «экологической безопасности» имеется в виду, прежде всего, окружающая природная среда. Именно в этом смысле, как «связанный с природой», слово «экологический» воспринимается большинством наших соотечественников и употребляется в текстах различных документах.

Слово «культура» первоначально означало «возделывание, ведение хозяйства», т.е. связывалось с поведением людей. Другое, наиболее распространенное сегодня, значение этого слова связано с обозначением сферы духовной жизни, то есть с сознанием людей.

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут обладать необходимыми знаниями, но не владетьими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре. Москва. 7 мая 1998 г.).

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется уровнем его экологического сознания и освоенными практическими умениями в области природопользования.

Цель и содержание Стратегии

Целью региональной Стратегии формирования экологической культуры может являтьсяопределение главных ориентиров разработки, реализации и развития региональной программы формирования устойчивого позитивного отношения населения к природе и мерам по сохранению биоразнообразия.

Стратегия должна устанавливать основные ценности и приоритеты, а также механизмы организации и критерии оценки эффективности деятельности по формированию экологической культуры населения региона. Важнейшей функцией Стратегии является обеспечение методологической согласованности между целями данной деятельности и всеми элементами её системной организации: институтами, инструментами, средствами и механизмами т.д.

Принципиальным положением разработки данной Стратегии должно быть понимание, что действенность любых природоохранных мер, в конечном счете, зависит от поведения конкретных людей, их психологической готовности внедрять уже существующие экологически безопасные технологии, сознательного соблюдения экологических ограничений, стремления принимать личное участие в природоохранной деятельности и т.д. Поведение человека по отношению к природе определяется уровнем его экологического сознания. Отечественная и мировая практика убедительно показала, что охрана природы, основанная лишь на запретительных мерах, малоэффективна: возникает противостояние между государством (в лице природоохранных служб) и населением. При этом используются все доступные средства преодоления установленных запретов: от браконьерства до подкупа чиновников.

Наиболее надежным гарантом сохранения природы является реальная поддержка обществом природоохранной деятельности. Гуманитарное направление в деятельности по сохранению биоразнообразия предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей, то есть – формирование новой экологической культуры, как части общей культуры человека.

Стратегия должна базироваться на соответствующей правовой базе, на федеральных, региональных и международных документах регулирующего и рекомендующего характера. При этом Стратегия не дублирует нормативные положения данных документов, опираясь на них, а ориентирует специалистов на конкретизацию особенностей и решение специфических региональных задач формирования экологической культуры населения.

Стратегия также не должна быть сборником методических рекомендаций или практическим пособием, а носить системный методологический характер: формулируются цели и задачи, определяются организационно-методические основы и этапы деятельности. Пакет необходимых региональных документов методического уровня разрабатывается на основе данной Стратегии.

Стратегия утверждается управляющими органами региона и публикуется. Текстом Стратеги обеспечивается каждый специалист, непосредственно и осознанно участвующий в процессе разработки и реализации соответствующих программ.

Обеспечивая целенаправленность и устойчивость региональной системы формирования экологической культуры населения, Стратегия, вместе с тем, представляет собой мобильный документ и может изменяться в соответствии с новыми условиями. Изменения в Стратегии подлежат утверждению управляющими органами.

Содержание Стратегии может быть структурировано следующим образом:

1. Аналитическое обоснование Стратегии

1.1. Анализ региональных экологических проблем и рисков

1.2. Анализ социально-экономического положения в регионе

1.3. Анализ влияния различных групп населения региона на сохранения биоразнообразия

1.4. Анализ уровня экологической культуры различных групп населения региона и факторов его определяющих

1.5. Анализ ресурсов и возможностей повышения уровня экологической культуры населения региона

2. Концептуальные основы Стратегии

2.1. Назначение Стратегии

2.2. Основные понятия

2.3. Цели, задачи и ожидаемые результаты реализации Стратегии

2.4.Философско-методологические (социологические, психологические, педагогические, организационно-методические) основы разработки Стратегии

2.5. Нормативно-правовые основы разработки и реализации Стратегии

3. Реализация Стратегии

3.1. Приоритетные направления (программы) реализации Стратегии

3.2. Приоритетные инструменты и механизмы реализации Стратегии

3.3. Организация работы с различными организациями и группами населения с учётом их социальных и психологических особенностей

3.4. Подбор и подготовка кадров, реализующих Стратегию

3.5. Управление реализацией Стратегии

3.6. Этапы реализации Стратегии

3.7. Индикаторы, критерии и показатели достижения целей, организация мониторинга эффективности реализации Стратегии

3.8. Риски успешной реализации Стратегии и их минимизация

3.9. Финансовый план реализации Стратегии

План действий, по сути, является «развёрткой» раздела «Этапы реализации Стратегии» с точным указанием мероприятий, сроков, исполнителей, ответственных лиц. План действий может быть структурирован как по датам, так и по направлениям реализации Стратегии.

Задачи и содержание работы с населением

Разрабатываемые Стратегия и План действий должны обеспечить решение следующих задач:

1. формирование у населения системы представлений о ценности природных ресурсов, об основных положениях стратегии устойчивого развития, о проблемах сохранения биоразнообразия и поддержания здоровья среды и т.д.;

2. формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;

3. освоение населением экологически безопасных способов природопользования;

4. обучение людей осознанно использовать уникальный потенциал, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития;

5. формирование у людей потребности в активной личной поддержке идей устойчивого развития, сохранения биоразнообразия и поддержания здоровья среды.

Формирование представленийоб устойчивом развитии, сохранении биоразнообразия, поддержании здоровья среды и ценности ресурсов предусматривает формирование базовых знаний и понимания того, что и как происходит в природе и между человеком и природой, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Наибольшее значение имеют представления:

· о единстве человека и природы на глобальном экосистемном уровне (энергетический обмен между биосферой и техносферой и т.п.);

· о единстве человека и природы на уровне социума (взаимосвязь природных условий и характера развития общества, вопросы экономики природопользования, экологическое право и т.п.);

· о единстве человека и природы на уровне человека как биологического организма (взаимосвязь здоровья среды и здоровья человека и т.п.);

· о единстве человека и природы на психологическом, личностном уровне (мир природы как духовная ценность, ценность общения с природой и т.п.).

Формирование гуманного, партнерского отношенияк природе предусматривает:

· воздействие на эстетическую и нравственную сферы человека, пробуждение и укрепление в людях желания беречь природу;

· психологическое включение людьми своих взаимоотношений с животными и растениями в сферу действия этических норм.

Природа рассматривается не столько как «окружающая среда», а в большей степени, как «мир природы», по отношению к которому люди могут проявлять свои чувства (жалость, сопереживание, сострадание и т.д.); именно мир природы, а не окружающая среда оказывается отражаемым в творчестве поэтов, писателей и художников, то есть именно мир природы выступает для человека как личностно значимая, а не только как объективная ценность.

Исследования психологов показывают, что именно гуманное, этическое отношение к природе (а вовсе не формальное знание экологических законов!) является основным регулятором экологического поведения людей, т.е. их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы.

Таким образом, формирование гуманного отношения к природе, которому до настоящего времени уделялось гораздо меньше внимания, чем формированию научных экологических знаний, должно занять важнейшее место в содержании деятельности по формированию экологической культуры населения.

Освоение способов экологически приемлемого природопользования предусматривает формирование умения людей экологически грамотно осуществлять ту или иную деятельность, связанную с вторжением в природу:

· способы устойчивого природопользования (причем, не только и не столько в сфере общественного производства, но, главным образом, в сфере индивидуального природопользования - сбор грибов и ягод, сенокошение, использование химикатов на огороде, утилизация бытового мусора и т.д.);

· способы научного изучения природы;

· способы деятельности по сохранению природы (технологические, биотехнические, экономические, правовые, организационные, образовательные, агитационные) и т.д.

Обучение людей осознанно использовать уникальные личностно развивающие ценности, которые заключены в психологическом общении с миром природы.

Высокий уровень экологической культуры предполагает возможность активного использования человеком не только материального, но и рекреационно-развивающего потенциала общения с природой для своего личностного развития и самосовершенствования.

При этом реализуется ряд психологических функций общения с природой:

· эстетическая функция - возможность любоваться красотой форм, наслаждаться приятными запахами, мелодичными звуками и т.д.;

· познавательная функция - возможность наблюдать, узнавать новое и т.д.;

· функция реализации этических потребностей - возможность любить и заботиться о ком-то и т.д.;

· психотерапевтическая функция - снятие стрессовых состояний, снижение возбуждения и т.д.;

· психофизиологическая функция - снижение артериального давления, устранение бессонницы и т.д.;

· реабилитационная функция - повышенное стремление к общению с природой пациентов психиатрических больниц, воспитанников колоний, детских домов;

· воспитывающая функция - формирование таких личностных качеств как доброта, любознательность, и т.д.

Если целенаправленная образовательн-просветительская деятельность позволяет людям открыть для себя психологический потенциал общения с природой, как особый природный ресурс, то это не только создает дополнительные возможности для их личностного развития, но и формирует убеждение в уникальной ценности мира природы, что само по себе является серьезным фактором, влияющим на развитие экологически безопасных технологий природопользования.

Обеспечение активного участия широких слоев населения в поддержке идей устойчивого развития, сохранении биоразнообразия и поддержания здоровья среды – важнейший аспект деятельности по формированию экологической культуры.

Необходимо развитие представлений населения,

во-первых, об основных идеях и преимуществах стратегии устойчивого развития, и,

во-вторых, о деятельности государственных и общественных структур, обеспечивающих возможности реализации данной стратегии (в частности, природоохранных организаций и учреждений):

· о целях их создания и функционирования;

· их роли в сохранении природы региона, страны, планеты в целом;

· их научном и практическом вкладе в решение экологических проблем;

· их роли в гармоничном развитии детей и молодежи.

Важнейшую роль в вовлечении людей в активную природоохранную деятельность могут также играть их представления

· о животных и растениях; их культурной, эстетической, духовной и иной ценности;

· о людях, которые посвятили свою жизнь охране и изучению природы региона, страны, планеты.

Позитивное отношение людей к природоохранным структурам является наиболее сильным стимулом активной общественной поддержки деятельности этих структур. Формирование положительного отношения людей к требованиям экологического законодательства, к деятельности природоохранных служб предполагает наиболее интенсивную и в то же время наиболее тонкую работу с населением.

Вовлечение людей в непосредственную практическую деятельность по сохранению биоразнообразия региона формирует у них чувство сопричастности: человеку свойственно беречь то, на что была направлена его созидательная активность, во что был вложен его собственный труд.

Эффективное решение поставленных задач позволит,

во-первых, сформировать у жителей региона стремление к рациональному и экологически безопасному использованию природных ресурсов и,

во-вторых, обеспечить возможность грамотного природопользования.

Часть 1 | Часть 2


Назад к списку