Характеристика ситуации в регионе, основные проблемы и приоритетные направления необходимых действий, в том числе в направлении правового обеспечения и участия гражданского общества в решении экологической проблемы Тульской области

Г.М. Бейгельдруд
Центр экологической политики и культуры,
г. Тула


АННОТАЦИЯ. В настоящей статье приведена характеристика экологической проблемы Тульской области, основные проблемы и приоритетные направления улучшения ситуации. Освещена роль гражданского общества в решении экологической проблемы Тульской области. Предложен один из возможных путей решения проблемы.

Экологическая ситуация в регионе Тульской области весьма сложная, но экологической катастрофы у нас пока нет. Конфликт между обществом и властью, официально называемый экологической проблемой, еще может быть разрешен мирным путем.

Экологической проблеме Тульской области и путям ее решения посвящен этот доклад. Главная сложность в экологической проблеме Тульской области состоит в том, что это многолетняя, запущенная еще с советских времен проблема. Тульская область – промышленный регион с многопрофильными промышленными предприятиями. У каждого предприятия своя проблема, но расположенные на ограниченной территории предприятия создают общую экологическую проблему области.

В Тульской области представлены металлургическая и химическая промышленность, пищевая промышленность, машиностроительные и оборонные заводы. Каждый завод имеет сбросы и выбросы. Компоненты этих сбросов и выбросов тем или иным путем попадают в реки, впитываются в почву и речной ил.

Экспертные оценки показали, что роль экологической проблемы в общей демографической ситуации, точнее процентный вклад в высокую смертность, составляет 43 %.

Характеристика ситуации в регионе

Экологическая проблема Тульской области состоит из нескольких сравнительно автономных аспектов: проблема воды, проблема промышленных отходов, проблема воздуха, проблема почвы и все эти проблемы сводятся к демографической проблеме, проблеме выживания людей в промышленном регионе.

Разберем эти проблемы по порядку. Проблема воды в Тульской области сложна и многогранна, прежде всего, это проблема питьевой воды. Водопроводную воду в городе Туле, как и в большинстве районов области, пить нельзя. И при этом реально никто ничего не делает, и, никто ничего не будет делать, пока не отменено постановление Главы города Тулы № 1066, сделавшее МУП «Тулагорводоканал» контрольным органом, а не субъектом хозяйствования, которым ему надлежит быть, для водоснабжения жителей города качественной питьевой водой.

Систем очистки стоков на большинстве промышленных предприятий нет, а там, где они есть, работают неэффективно. Во всяком случае, недостаточно эффективно, что бы удовлетворять значениям ПДК (предельно-допустимых концентраций) на сброс загрязняющих веществ в городскую канализацию, установленных упомянутым постановлением. А поскольку сточная вода не удовлетворяет требованиям, то заводы платят большие штрафы. Штрафами с заводов изымают деньги, которые бы могли пойти на реконструкцию и строительство очистных сооружений.

Основные экологические проблемы Тульской области

Проблема промышленных отходов неизбежно связана с проблемой очистки стоков, так как при отсутствии централизованной системы очистки заглубленных емкостей, вывода и утилизации отходов, все летит прямиком в канализацию. Многолетние запасы шламов скопились в шламоотстойниках металлургических заводов. Машиностроительные и оборонные заводы сбрасывают отработанное масло, отработанные смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ), отработанные растворы бихромата калия, отработанные электролиты гальванических цехов и участков, отработанный керосин, отработанный нефрас, что почти то же самое, что керосин; различные растворители.

Большой проблемой являются особо опасные работы по очистке емкостей, отстойников, заглубленных сооружений и гальванических ванн от гальваношламов и других токсичных отходов. Экологически безопасной технологией утилизации гальваношлама располагает только организация «Тульский край», но бюджетного финансирования, у этой организации нет.

Определенную проблему электронного производства составляют медьсодержащие растворы травления печатных плат и чистки отстойников, в которые эти растворы сливают.

Проблема чистого воздуха – это, прежде всего, проблема выбросов металлургических и химических заводов, а так же вентиляционных выбросов машиностроительных и оборонных предприятий. На каждый вид выбросов разработали свои поглотители, но задача только в том, что бы их внедрить.

Приоритетные направления решения поставленных задач по решению экологической проблемы Тульской области достойны отдельной статьи, и, скорей всего, не одной. Однако, вкратце можно сообщить следующее:

- ООО «Тульский край» потенциально может разработать и внедрить комплексы электрохимической очистки воды для создания оборотных циклов гальванических производств, разложения смазочно-охлаждающих жидкостей, очистки стоков металлургических, химических, пищевых и других видов производств;

- требуется проектирование и организация производства гумино-минерального концентрата (ГМК), позволяющего удалять с поверхности радиационные загрязнения и химические токсины;

- для химических и металлургических предприятий могут быть разработаны гидрофильтры с последующей очисткой воды электрохимическим путем.

Мероприятия правового обеспечения для решения экологической проблемы Тульской области требуют отдельного обсуждения и, при заинтересованности издания, отдельной статьи. Выдвинутые в настоящей статье предложения носят дискуссионный характер и требуют тщательной юридической проработки. Для решения экологической проблемы Тульской области я предлагаю:

- отменить постановление Главы города Тулы № 1066 от 31.07.2002 года;

- издать постановление, устанавливающее ПДК на сброс на уровне питьевой воды;

- решением законодательного органа выделить финансирование ООО «Тульский край» на проведение опытно-конструкторских работ по созданию систем электрохимической очистки воды.

Участие гражданского общества в решении экологической проблемы Тульской области самая сложная и спорная тема, подлежащая длительному и сложному обсуждению. Прежде всего, потому, что такое обсуждение будет носить политический характер. Однако, в существующей обстановке, это единственный реальный путь решения всего накопившегося комплекса проблем.

Прежде всего, о безуспешных попытках комиссии по экологической безопасности Общественной палаты Тульской области отменить постановление № 1066 от 31.07.2002 года. Для чего описывать эту историю, прежде всего, для того, что это вызывает большой политический интерес в ведущих запанных странах. я обещал эту историю подробно изложить и направить в экологическую комиссию Европейского парламента в Страсбурге и в Штаб демократической партии Соединенных штатов в Нью-Йорке.

Эта история демонстрирует полное политическое бессилие существующей системы контрольных органов на региональном уровне в решении комплекса накопившихся экологических проблем. Ситуация состоит в том, что мы обратились во все заинтересованные органы и нам везде отказали.

Из полученных в ответ на наши запросы отказов наиболее логичен отказ Росптребнадзора. Санитарно-гигиеническая служба сообщает, что установление предельно-допустимых концентраций в стоках, сбрасываемых в городской коллектор канализации, находится вне ее компетенции. юридически обосновано и логично. Но тот факт, что, канализация не может быть чище питьевой воды мне доказать не удалось.

Водное управление Московско-Окского водного бассейна так же не устанавливает ПДК для сбросов в городской коллектор, но эта организация устанавливает требования на сброс муниципальному унитарному предприятию (МУП) «Тулагорводоканал» на сброс в открытые водоемы. Там мне предъявили нормы на сброс в рыбохозяйственные водоемы второй категории, где концентрация ионов меди не должна превышать 0,008 мг/л. То есть рыбка должна получать водичку в 100 раз чище, чем человек. Организация принадлежит Министерству природных ресурсов и несет контрольные функции.

Рыбку половить всем хочется, но понять, почему рыбе вода нужна чище, чем людям, не может никто. Очистные сооружения МУП «Тулагорводоканал» старые, в них заложен давно и безнадежно устаревший принцип биологической очистки воды и смонтировали их в 1976 году. Эти сооружения не предназначены для очистки воды от ионов тяжелых металлов. Сооружения спроектированы из тех соображений, что в городе вообще нет заводов, и они предназначены для очистки фекальных сточных вод, выделяемых жилыми кварталами. При этом МУП «Тулагорводоканал» этим постановлением перекладывает финансовую ответственность за технологическое несовершенство своих сооружений на промышленные предприятия города.

Но на предприятиях работают люди, и им хочется получать заработанную ими зарплату, а все штрафы, накладываемые на завод, эту зарплату уменьшают ровно на размер накладываемого штрафа. Но именно здесь нужно вмешательство гражданского общества, так как это единственная политическая сила, способная противостоять чиновничьему произволу.

Кому, как не гражданскому обществу защищать интересы заводов! А на заводах работают многотысячные коллективы, и каждому члену такого коллектива совершенно не хочется, что бы его зарплату, которую он заработал, кто бы то ни было уменьшал.

Отказ получен и от Ростехнадзора. Аппарат Ростехнадзора, занимаясь сбором платы за негативное воздействие на окружающую среду, не интересуется техническими возможностями предприятий по очистке сточных вод, сбрасываемых в городской канализационный коллектор. Как эксперт по вопросам очистки воды, опубликовавший 187 публикаций, могу сообщить, что ни один завод, никогда, при самых идеально работающих очистных сооружениях не сможет сделать сточную воду чище питьевой.

Наиболее агрессивный отказ мы получили от Росприроднадзора. Нам в категоричной форме написали, что упомянутое постановление не следует отменять, и что, даже если деньги останутся у заводов, то они не будут направлены на реконструкцию и строительство очистных сооружений. То есть очистными сооружениями заводов и источниками финансирования их реконструкции Росприроднадзор не интересуется.

Наиболее юридически обоснованный отказ мы получили от Природоохранной прокуратуры. Нам написали, что юридически все правильно. Федеральное законодательство предоставляет право региональным властям право устанавливать предельно-допустимые концентрации веществ, сбрасываемых в канализацию. Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Тулагорводоканал» принадлежит местным властям города Тулы. И они устанавливают ПДК такими, какими они хотят. А в том, что у заводов требуют, что бы сбрасываемая вода была чище питьевой, так это никаким законам не противоречит.

Логика прокуратуре не указ. Других рычагов воздействия, кроме гражданского общества в такой ситуации нет. Государственный орган, обладающий всей полнотой власти, и обязанный осуществлять надзор за соблюдением федерального законодательства подходит к решению проблемы весьма формально.

Самый формальный отказ мы получили от мэрии города Тулы. Действующий глава города не захотел исправлять ошибки своего предшественника. Кроме общественного мнения, которое должно вырабатывать гражданское общество, других рычагов воздействия на чиновника, находящегося при власти, в демократичном обществе нет.

В 2009 грядут выборы. Выборы чиновникам не нужны, им нужно удержаться у власти в меняющемся мире. Выборы будут депутатские и избиратели, которые и составляют это самое гражданское общество, должны будут проголосовать за того или иного кандидата в депутаты. Задача средств массовой информации Тульской области состоит в том, что бы информировать население, то самое наше гражданское общество, о состоянии экологической проблемы в Тульской области и перспективах ее решения.

Проблема и пути ее решения во многом зависят от того, кого наше гражданское общество выберет на этих выборах, и как наши депутаты будут выполнять данные ими предвыборные обещания.

О дальнейшем ходе событий я Вас буду информировать в последующих публикациях.


Назад к списку