Мониторинг проблемы переработки и утилизации отходов в Тульской области

М.И. Буденков,
ТРО ООО «Центр экологической политики и культуры»,
Комиссия по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты Тульской области,
г. Тула
В.М. Панарин, В.А. Сметанова, А.А. Зуйкова
Тульский государственный университет,
г. Тула


Требования, предъявляемые российским экологическим «природоохранным законодательством» к регламентации деятельности по сбору, транспортировке, переработке и размещению отходов производства и потребления часто невыполнимы при применении существующих технологий либо несколько обременительны по экономическим показателям, что предприятия не могут их использовать.

Одним из примеров такого подхода стал приказ № 204 Ростехнадзора «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», вступившем в силу 10 августа 2007 года.

При буквальном выполнении требований этого приказа предприятиям приходится платить за весь объем накопленных отходов с момента существования любого предприятия. Т.е. с производителя государство, сегодня, пытается взыскать дополнительно свои долги за почти 80 последних лет. Это очень быстро ведет к полному разорению и банкротству ряда отраслей промышленности.

В защиту производителей высказались Российская и территориальные торгово-промышленные палаты, в том числе, из первых и наша Тульская торгово-промышленная палата.

Анализ ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Тульской области показывает, что в последнее время Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области совместно с органами исполнительной власти проведена большая организационная и практическая работа. Существующие в области проблемы в указанной сфере нашли отражение в принятых законодательных документах администрации Тульской области и санитарной службы. Информация о количесте, качестве и распространении отходов в Тульской области представлены ниже.

В текущем году принято Постановление главного государственного санитарного врача по Тульской области от 13.03.08г. № 2 «Об усилении надзора за обращением с отходами производства и потребления на территории Тульской области». Активизировалась работа по ликвидации несанкционированного размещения отходов в населенных пунктах, закреплению бесхозных территорий за предприятиями и организациями, пересмотру норм накопления отходов, корректировке графиков вывоза ТБО при бестарной очистке территорий.

Администрацией области при участии надзорных органов разработана Концепция областной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Тульской области», предложено проектное решение по разработке единой генеральной схемы обращения с коммунальными объектами на территории Тульской области.

Однако, несмотря на осуществление организационных и практических мероприятий, проблемы в указанной сфере продолжают оставаться приоритетными в области. Результаты рейдовых обследований показывают, что ни во всех муниципальных образованиях утверждены муниципальные программы в области обращения отходов производства и потребления. Остается низкой эффективность системы плановой очистки территорий от бытовых отходов, особенно на селе. По-прежнему сохраняется дефицит специализированного автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых отходов. Медленными темпами решаются вопросы селективного сбора отходов, в том числе отходов ЛПУ.

Многие полигоны ТБО в области не отвечает в полном объеме санитарно-гигиеническим требованиям и технически не совершенны.

Существует проблема своевременного вывоза отходов с территории промышленных предприятий, в результате чего значительные объемы отходов, хранятся на промышленных площадках в течении длительного времени, приводя к загрязнению территории и не позволяя проводить своевременную ее уборку. Индустрия вторичной переработки и использования отходов в Тульской области не развита.

На территории области отсутствует централизованная система сбора и утилизации медицинских отходов, нет мусоросжигательного завода, где можно было бы осуществлять централизованное обезвреживание отходов лечебно-профилактических учреждений термическими методами, установки по термическому обеззараживанию и утилизации отходов класса Б и В единичны.

Было подготовлено обращение председателю правительства РФ о приостановке действия приказа Ростехнадзора №204 от 05.04.2007 г. с целью внесения в него изменений.

Активная позиция Российской ТПП привела к пересмотру и доработки 204 приказа.

27 марта 2008 г. руководителем федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору К.Б. Пуликовским подписан приказ № 182 «О внесении изменений и дополнений в приказе № 204», который в настоящее время находится на регистрации в Министерстве юстиции РФ.

23 апреля 2008 года Комитет по природопользованию и экологии ТТПП рассмотрел вопрос «Об утверждении переработки отходов производства и потребления: проблемы и пути решения».

Все участники-председатели-экологи крупнейших предприятий региона единогласно подтвердили свою заинтересованность в данном направлении.

Были подготовлены предложения комитета Тульской ТПП по природопользованию и экологии в проект рекомендаций:

1. Поддержать резолюцию Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии на тему: «Пути решения задачи увеличения переработки отходов производства и потребления» от 5 марта 2008 года.

2. Предоставлять предприятиям необходимую информационно-правовую документацию.

3. Оказать помощь в получении лицензии и другой необходимой документации в сфере обращения с отходами.

4. Назначить следующее заседание по проблеме обращения с отходами в Сентябре-октябре 2008 года.

Часть 1 | Часть 2


Назад к списку