Уровни взаимодействия дистанционных образовательных систем

В.А. Басов
Коломенский филиал НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия,
г. Коломна


Сейчас представлено множество моделей дистанционного обучения, различающихся по основанию, выбранному авторами в качестве базисного. Практика применения Современной гуманитарной академией информационно-коммуникационной образовательной технологии позволяет предложить телекоммуникационную модель дистанционного обучения. В рамках этой модели можно выделить следующие уровни взаимодействия:

1. Канальный уровень. На этом уровне определяется способ связи, на основании которого будет происходить взаимодействие участников образовательного процесса. Правильный выбор среды передачи данных непосредственно влияет на эффективность реализации образовательного процесса. Современная гуманитарная академия (СГА) имеет структуру распределенного ВУЗа: базовый ВУЗ (БВ) и центры доступа к академическим ресурсам (ЦД). Среда передачи данных должна гарантированно обеспечивать требуемую полосу пропускания между ними. В виду большой географической удаленности центров доступа наиболее эффективным оказался спутниковый канал связи. Однако это не исключает применения в некоторых целях сети Интернет.

2. Сетевой уровень обеспечивает выполнение следующих задач:

- получение по каналам сети информации из БВ (образовательный контент, программное обеспечение и нормативные документы и др.);

- организация работы универсальных аудиторий;

- администрирование образовательных процессов на уровне ЦД;

-передача информации в БВ по каналам обратной связи (результаты обучения, административные документы и др.).

Здесь наиболее важным является выбор топологии сети и скорости передачи данных. В ЦД СГА рациональным признано применение топологии «активная звезда» с коммуникатором в центре. Это обеспечивает возможность полнодуплексного режима обмена данными между двумя точками. При этом точки подключения концентрируются в одном месте, что позволяет контролировать работу сети, локализовать неисправности и ограничить доступ посторонних лиц к точкам подключения.

3. Прикладной уровень задает способы реализации компьютерных средств обучения (КСО) и всего образовательного контента в целом. При этом должны быть выполнены следующие требования:

- различные КСО имеют единый интерфейс запуска;

-сбор первичных результатов работы обучающегося, их обработка, анализ и хранение осуществляется в автоматическом режиме;

- КСО выполняются как в сети, так и на локальном компьютере.

4. Административный уровень обеспечивает управление образовательным процессом. В СГА это реализуется посредством интеллектуальной системы информационной поддержки управления – «Луч». Система администрирования должна позволять:

-присваивать обучаемому определенный статус (поступающий, студент 1 семестра, академический абитуриент», выпускник и др.);

-осуществлять автоматический контроль движения студенческого контингента внутри статусов:

-детализировать учебное планирование в зависимости от установленного статуса обучаемого.

В СГА на каждого студента, на основании его индивидуального плана ИИС «Луч» формирует «лист ожидания» включающий в себя совокупность идентификационных сведений о студенте (фамилия, инициалы, номер контракта) и перечень занятий по учебным дисциплинам (с привязкой КСО), которые в настоящий момент доступны обучаемому. Это допускает студента к проработке только тех материалов, которые соответствуют его статусу. Полученные оценки заносятся в соответствующее досье студента. Без проработки этих материалов, статус студента не изменится и материалы следующего курса им получены не будут.

Выделение уровней взаимодействия образовательных систем, позволяет производить информатизацию образовательного процесса в наиболее оптимальном режиме, делая процесс освоения образовательных программ наиболее эффективным, а значит качественным. Благодаря такой структуре процесс взаимодействия обучающегося и образовательного учреждения становится гораздо проще и прозрачнее.

Список литературы

1. Дистанционное обучение: Учебное пособие/ Под. ред. Е.С.Полат. - ВЛАДОС, 1998.

2. Калмыков А.А. и др. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию. - М., 2005.

Карпенко М.П. Телеобучение.-М.:Из-во СГУ, 2008 г.

Назад к списку