Молодежь в вузе: социально-психологическая и коммуникативная компетентность

Г.А.Хрипков, Л.М. Эррера, В.В. Воспенников
Новомосковский институт (филиал) РХТУ им. Д.И.Менделеева,
г. Новомосковск


Последнее время много говорится о том, что существенной чертой современного образования является его гуманитаризация. Чрезвычайно важно, чтобы у специалиста любой области деятельности было сформировано целостное видение в контексте науки и культуры. Многолетние споры "физиков" и "лириков" закончились наконец признанием того, что гуманитарное мышление оказывается весьма продуктивным в естественнонаучной и технической областях, а гуманитарные знания вносят наибольший вклад в культурный облик специалиста (что подтверждается исследованиями психологии творчества).

"История общества показывает, что процветание общества зависит не от экономики и техники и даже не от общей культуры, а от культуры слова",- с этими словами Рождественского Ю. А. можно спорить, но смысл их в том, что только при истинной культуре вербальной коммуникации (вербального общения) возможно полная и точная передача информации, а также установление человеческих взаимоотношений.

Следует сказать о том, что проблема подготовки разностороннего специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) и мобильно действующего в условиях динамичного общества - методологическая и теоретическая проблема физкультурного образования - в наше время занимает умы многих исследователей и еще не решена окончательно.

В Госстандарте высшего образования сформулированы общие требования к образованности специалиста и сказано, что специалист должен быть способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований; должен быть методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, быть готовым к полноценному межличностному общению. Эти проблемы заставляют педагогику разрабатывать новое направление - развитие индивидуальности человека

(О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, Г.Г. Даниленкова, А.В. Прозоров, Н.В. Самсонова и др.), исследующее формирование психических качеств человека на всех этапах его развития. В педагогике происходит переориентация образования на развитие творческой личности, обладающей различного рода умениями и качествами для организации плодотворного социального партнерства. Одной из наиболее актуальных проблем образования сегодня является организация и осуществление такого педагогического процесса, который бы способствовал развитию разного рода умений (в том числе и умений невербального общения) в единстве с основными сферами индивидуальности.

Основная тенденция изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, отражает направленность на гуманистические ценности, коммуникативную культуру, процессы развития и самоактуализации личности каждого участника образовательного процесса. В настоящее время в школах, а вслед за ними и в вузах наиболее востребована новая, «компетентностная» парадигма образования. При этом итогом деятельности образовательного учреждения становятся так называемые компетентности, отражающие результаты обучения, систему ценностей, побудительные силы к тому или иному виду деятельности, общению, поведению; морально-нравственные нормы, социально-культурные обретения и взаимодействие с окружающей действительностью (М.А. Петухов).

Согласно Н.В. Кузьминой, в социально-психологической деятельности студента вуза можно выделить гностические, проектировочные, конструкторские, организаторские и собственно коммуникативные способности и способствующие им умения.

Гностические способности стоят на первом месте в структуре способностей студента вуза. Они направлены на распознавание, диагностику, исследование, оценку, сравнение, декодирование, поиск. От успеха выполнения гностических функций зависит успешная учеба. Гностические операции занимают большую часть времени и проводятся регулярно.

Развитие гностических способностей обеспечивают перцептивные и рефлексивные возможности личности студента, определяющие продуктивность социального и научного познания и выражающиеся в адекватности и точности восприятия ситуации в учебном процессе, межличностного восприятия, полноте и глубине отражения, а также когнитивной оснащенности, широте категоризации социального опыта.

Развитие гностических способностей у студентов обеспечивают такие индивидуально-психологические свойства, как сезитивность, реактивность, пластичность, эмпатийность, а также направленность личности на сферу межличностных отношений, интерес к внутреннему миру людей и т.д.

Выявлено, что в структуре гностических способностей студента вуза достаточное место занимают психологические механизмы, обеспечивающие продуктивность учебной деятельности, механизмы взаимопонимания с преподавателями и сокурсниками к которым относятся идентификация, эмпатия и стереотипизация.

Проектировочные способности студентов вуза проявляются в его индивидуально-типических возможностях целеполагания, перспективного определения задач, взаимодействия на основе данных, полученных в результате реализации гностических способностей, прогноза возможных ситуаций и поведения своего окружения.

Конструктивные способности проявляются в возможности студента структурировать свою деятельность, планировать ее композиционно, сценарно.

Организаторские способности студента в рамках коммуникативной деятельности рассматриваются как основа процесса, сущность которого состоит в движении и самодвижении личности организатора и личностей группы организуемых, взаимных и противоречивых их взаимодействий и влияний, их изменений в ходе жизнедеятельности.

В целом понятие социально-психологической компетентности тесно связано с категорией общения.

Несмотря на то, что в психологии не сложилось общепринятого определения общения, оно всегда связывается с деятельностью. Различают общение:

1.Как сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

2.Как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии и личностно-смысловых образованиях партнера.

В процессе изучения характера взаимоотношения общения и совместной деятельности выделилось два направления - изучения влияния деятельности на общение и изучение влияния общения на деятельность. В первом направлении исследований большая часть работ отечественных социальных психологов была посвящена проблеме детерминации каждой из сторон общения содержанием, уровнем развития, мотивом и целями совместной деятельности.

В настоящей статье мы ставим задачу рассмотреть теоретическую модель коммуникативной компетентности студента вуза в соотнесении с изучением личностных свойств и качеств студентов вуза.

Мы рассматриваем как бы две системы:

1.Систему коммуникативной компетентности студентов вуза;

2.Социально-психологическую систему «студент–преподаватель-сокурсники».

Это позволяет учесть весь комплекс факторов, влияющих на формирование и функционирование интересующего нас надсоциально-психологического феномена.

Рассмотрение особенностей обеих систем возможно и необходимо в рамках системного подхода, т.е. такого направления методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы, и который позволяет делать анализ составляющих его элементов, их взаимоотношений и формулировать выводы.

Для развития коммуникативной компетентности у студентов, как один из методов, мы предлагаем использовать метод групповой дискуссии. Это один из основных методов для реализации и освоения общения-диалога. Вне групповой дискуссии научиться общению - диалогу весьма затруднительно.

В общении, и особенно в общении в процессе обучения в вузе, именно дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо поводу и в результате обмена прийти к всестороннему видению предмета.

Групповая дискуссия развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох.

Общая цель дискуссии - раскрыть решение какой-либо проблемы - в каждом отдельном случае конкретизируется в комплексе более частных целей. Например, таких, как сбор и упорядочение информации по обсуждаемой проблеме, поиск альтернативных подходов, их обоснование, выбор оптимальной альтернативы.

В каждой конкретной дискуссии эти задачи эти задачи выступают либо последовательно, либо только одна-две из них.

Понятие «коммуникативная компетенция» обычно рассматривают через совокупность составляющих ее компонентов (В.В. Богданов, Д.И. Изаренков, Е.В. Тихомирова, L.F.Bachman, М. Canale, J.A.Ekvan, D. Hymes, S. Moirand, Y. Simard, M. Swain). На современном этапе большинство исследователей выделяют в составе коммуникативной компетенции такие компоненты как социокультурный, страноведческий, лингвострановедческий, лингвистический, социолингвистический и дискурсивный. Дискурсивная компетенция является одним из важнейших компонентов формирующейся коммуникативной способности.

Мы предлагаем следующую схему проведения дискуссии в группе (за основу взята схема проведения групповой дискуссии Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В., 1990).

1.Определить тему дискуссии;

2.Выявить мнение всех участников по данному вопросу, подвести частичные итоги;

3.Зафиксировать информацию;

4.С помощью группы попытаться выделить главное в информации;

5.Сформулировать выводы: достигнута ли цель обсуждения, отвечает ли обсуждение теме, и обозначить вклад каждого участника.

До студентов доводятся правила дискурса, составленные Г.П. Грайсом (кодекс кооперативности):

-не говори больше, чем нужно.

-не говори меньше, чем нужно.

-не говори неправды

-не отклоняйся от темы

-выражайся ясно.

Также для развития навыков общения можно применить упражнения Петрусинского В.В.

В результате проведения данных мероприятий у студентов повышается уровень коммуникативной компетентности как в процессе обучения в вузе, так и в жизни.

Особенностью данных мероприятий является их проблемно-акмеологический подход, то есть решение проблем, имеющихся у студентов в области коммуникативной компетентности происходит, когда они находятся в старшем юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Список литературы

1. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

2. Игры - обучение, тренинг, досуг... (Под ред. Петрусинского В.В.), М.: Новая школа, 1994.- 356 с.

3. Психология подростка. Полное руководство. Под общей ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2003.- 430 с.

4. Психология: Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.- 461 с.

5. Эррера Л.М. Развитие коммуникативной компетентности студентов-менеджеров в условиях вузовского обучения: дис. ... канд. психол. наук /Л.М.Эррера: - Тула, 2001.- 163 c.

6. Люлевич И.Ю., Новохатняя К.В. Проблема формирования коммуникативной компетентности студентов ИФК. // Юбилейный сборник трудов ученых, ГАФК. М., 1998. - Т.5. -С. 120-124.

7. Zimbardo P.G., Lieppe M.R. The psychology of attitude change and social influence. N.Y.: John Wiley & Sons, 1982. – 367 p. 


Назад к списку