Интерактивные образовательные технологии в рыбохозяйственном вузе

И.С. Слободская, Е.Н. Бакланов
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз),
г. Владивосток


Раскрываются аспекты теории и практики электронного обучения, возможности интерактивных компьютерных технологий в профессиональной подготовке кадров для рыбохозяйственной отрасли.

Развитие цивилизации третьего тысячелетия определяется переходом от индустриального общества к обществу информационному. Объем знаний, необходимых для современных специалистов, в настоящее время удваивается каждые три-четыре года, в то время как в первой половине XX в. период обновления составлял десятки лет [1]. По этой причине во всем мире остро встает вопрос модернизации образовательных систем и технологий обучения.

Процесс реформирования высшего профессионального образования, оптимизации программ обучения актуализирует задачу повышения качества подготовки специалистов перед ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз». Один из способов ее решения - использование информационных технологий, среди которых на первом плане по эффективности стоят интерактивные технологии, где возникает активный обмен информацией между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. По итогам проведенного исследования в рамках федеральной госбюджетной темы «Совершенствование подготовки специалистов в рыбохозяйственном вузе применением технологий интерактивного обучения» был сделан ряд выводов:

1. Научно-методологические аспекты формирования предметно-информационных систем.Изменения в образовательной системе неизбежно приводят к изменению самого процесса обучения, а именно условий и структуры учебного информационного взаимодействия между его субъектами, а также структуры представления учебного материала и учебно-методического обеспечения. Эти изменения должны привести к доступному, эффективному и качественному образованию для каждого обучающегося. В настоящее время определенная часть средств учебного назначения состоит из электронных изданий, распределенных информационных ресурсов локальных и глобальных сетей. Структура представления учебного материала приобретает нелинейный характер. Таким образом, применение учебно-методического обеспечения нового поколения, основанного на средствах информационно-коммуникационных технологий, создает предпосылки для изменения структуры представления учебного материала и для реализации новых дидактических возможностей образовательного процесса [2].

Информационно-предметное обеспечение технологии обучения заключается в наполнении содержанием (контентом) конкретной предметной области некоторого информационно-образовательного пространства. Электронное учебное пособие - это информационная модель педагогической системы, где моделируется не только конкретный опыт, которому обучают (предмет обучения), но и определенный педагогический опыт (процесс обучения). По мнению Бекетова Н.В., если рассматривать учебное пособие как некоторое информационно-образовательное пространство, возникает понятие предметной информационной системы, которая включает в себя и предмет, и процесс обучения [2]. Предметная информационная система является сложным наукоемким изделием. Ее проектирование необходимо осуществлять в соответствии с педагогическими правилами, к которым относятся: определение общих целей и места системы в образовательном процессе, разработка описаний объектов данных информационной системы, отбор содержания образования, определение объема учебного материала, правильная организация учебного материала (контента). Для этого необходимо провести тщательный анализ понятийного аппарата учебной дисциплины, построить семантическую сеть всего курса обучения с учетом исторического анализа и тенденций развития, провести отбор содержания на основе новых технологий обработки текстовой информации, разместить на электронных носителях или в информационной сети образовательного учреждения [2].

Важнейшим условием формирования информационно-предметного обеспечения обучения является соответствие качества ЭОР международным стандартам, к которым относятся: способность работать в web-среде, мультимедийность, интерактивность, соответствие стандарту SCORM, готовность к работе в составе LMS-систем управления обучением.

2. Образовательный контент и система управления учебным процессом. Принятие концепции внедрения информационных технологий в образовательный процесс вуза приводит к проблеме приобретения и разработки комплексной виртуальной образовательной среды - LMS (Learning Management System) или системы дистанционного обучения[1]. Оказалось, сложно найти инструмент, который обеспечивал технологичность и эффективность взаимодействия «преподаватель - студент». Проведенное исследование возможностей модульной объектно-ориентированной системы обучения MOODLE и анализ откликов по ее использованию в других российских и зарубежных вузах позволяют сделать однозначный вывод, что в настоящее время по совокупности показателей она является одной из самых доступных и перспективных систем дистанционного обучения. Данная среда способна поддерживать доставку учебных материалов, контроль знаний и умений в форме тестирования и опроса, автоматизацию работы преподавателя, а также обеспечивать виртуальное общение между обучаемыми и преподавателями. В настоящее время на базе виртуальной обучающей среды Moodle в Дальрыбвтузе сформированы 34 диагностических модуля оценки знаний отсроченного и текущего контроля знаний, курсы профильного обучения, постоянно обновляется модуль цифровых публикаций Университета за 2006-2010 «Электронная библиотека», общее число которых составляет свыше 1000 изданий формата pdf и другие электронные образовательные ресурсы.

3. Информатизация учебного процесса. Сегодня, по мнению некоторых специалистов [3], в стратегии информатизации образования в России сложилась парадоксальная ситуация: возник колоссальный разрыв между сформировавшейся технической инфраструктурой и наличием образовательного контента. По данным ранее проводившихся прикладных исследований (ГБТ 439/2009), сегодня практически в каждом морском и рыбохозяйственном образовательном учреждении усилиями преподавателей создаются электронные курсы, которые не покрывают и десятой части перечня дисциплин учебных планов. Кроме того, все они разного качества, поскольку обычно в вузах нет единой политики в этой области. В 2010 году в рамках настоящей ГБТ была предпринята попытка выправить ситуацию и разработать учебный контент, отвечающий всем современным техническим и методическим требованиям, интегрировать его во внешнюю систему управления процессом обучения, которая позволяет расширить рамки использования учебных средств.

4. Полученные результаты и новизна. В ходе работ ГБТ 458/2010 была впервые создана методика по созданию интерактивных электронных учебных пособий с элементами мультимедиа для технических дисциплин вуза (на примере дисциплин кафедры «Судовождение»), где проводится систематизация задач, решаемых морскими специалистами при использовании технических средств, обозначаются квалификационные требования, цели и задачи использования интерактивных обучающих средств в морском рыбохозяйственном образовании, технические и методические аспекты их разработки и использования по специализированным дисциплинам, способы и средства модулей контроля знаний. Проработаны вопросы выбора программного инструментария, удовлетворяющего требованиям эффективной работы созданных образовательных продуктов в информационных сетях различной пропускной способности и топологии. Основной акцент сделан на html- и flash-технологиях.

Подготовлена также новая методика создания и использования виртуальных лабораторных работ (на примере дисциплин по электронике и электрической технике), где рассматриваются научно-методологические аспекты выбора тематики работ, пригодных для реализации по Flash-анимированной технологии, процесс подбора оборудования, значение и особенности подготовки математического аппарата, вопросы разработки единого интерфейса и оцифровывания данных, проблемы информационной поддержки виртуальных лабораторных работ и перспективные задачи в области разработки виртуальных лабораторных работ по различным специализированным дисциплинам для инженерного рыбохозяйственного образования.

Рис. 1. Информационная страница об органах управления

Рис. 2. Интерфейс виртуальной лабораторной работы

Темпы научного прогресса и быстрое развитие технических средств, оборудования рыбохозяйственной отрасли ставят морские учебные заведения в сложное положение: частое обновление парка изучаемых приборов и систем – экономически непростая задача. Именно тут на помощь приходят новые способы взаимодействия обучаемого с изучаемым прибором – путём виртуальной имитации разнообразных блоков, устройств, процессов и технологий. В рамках госбюджетной тематики, в соответствии с подготовленными методиками, были разработаны интерактивные электронные учебные пособия (ИЭУП) нового поколения, включающие более тысячи мультимедийных элементов: видео-ресуры, аудио-ресурсы, flash-модули, векторную графику (AutoCAD), позволяющие изучать виртуальные аналоги электронных приборов, морское спасательное и навигационное оборудование. Помимо этого, все ЭОР ГБТ содержат, встроенные в структуру учебных средств, диагностирующие тест-модули, предназначенные для самоконтроля знаний и разработанные с использованием JavaScript и flash-технологии.

Рис. 3. Окно первого уровня (активные зоны отмечены кружками)

Рис. 4. Функциональная схема, иллюстрирующая принцип действия судового гирокурсоуказателя

5. Результаты оценки эффективности внедрения. 87 % ЭОР прошли апробацию в учебном процессе. В ходе педагогического эксперимента участвовало 303 человека, проходящих профессиональную подготовку и повышение квалификации по программам ИПК ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз». Результаты показали, что усвоение знаний с помощью новых технологий происходит на 40–60 % быстрее и качественнее, чем при использовании традиционных обучающих средств на бумажных носителях.

Таким образом, развитие электронного обучения, неразрывно связанное с прогрессом информационных и коммуникационных технологий, является прямым следствием возникновения новых образовательных потребностей общества. Сегодня в развитых странах мира огромные средства затрачиваются на технологическое развитие образовательной среды в университетах, так как электронные технологии улучшают усвоение знаний и прививают навыки самообучения. В то же время, интерактивное обучение призвано не подменять, а дополнять традиционное образование, создавая возможности следовать выбору индивидуальной траектории обучения и собственным ценностно-смысловым установкам [4].

Список литературы

1. Захарова О.А. Дистанционные технологии в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. – 2009. - № 7. – С. 15-19.

2. Бекетов Н.В. Использование предметных информационных систем в дистанционном обучении // Информационные ресурсы России. - 2009. - № 3. - С. 10-12.

3. Аветисян Д. Система ДО в России пока отсутствует // Высшее образование в России. – 2008. - №7. – С. 42–50.

4. Андреев А.А., Троян Г.М. Основы Интернет-обучения. М.: Моск. междунар. Ин-т эконометрики, информатики и права, 2003. – 68 с.


Назад к списку