Обеспечение комфортной экологической обстановки и защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера

Г.М. Бейгельдруд
Эксперт Международной Академии наук по экологии и безопасности человека и природы,
г. Тула


Тульская область по своим природным условиям является сравнительно спокойным регионом по отношению к другим регионам России. Умеренный континентальный климат и расположение на равнине обеспечивают комфортные условия для проживания местного населения. Однако, учитывая опыт последних лет необходимо упомянуть о возможных рисках возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

В природных условиях Тульской области возможны такие явления как летняя жара, весенний паводок, и связанные с ним наводнения, летняя жара и морозные зимы.

Как свидетельствует опыт 2010 года, летняя жара в Тульской области чревата лесными и степными пожарами. Для предотвращения возникновения пожароопасных ситуаций необходимо:

1. Провести кадастровое картирование всей территории Тульской области. Особое внимание обратить на дачные поселки, не принадлежащие жителям области. Отдельное внимание следует уделить территориям самозахвата, а так же поселкам в водоохраной (рекриационной) зоне реки Оки.

2. Нанести на карту дороги и проезды к населенным пунктам, в том числе временного пребывания людей (дачные поселки, огороды, туристические лагеря, санатории и кемпинги).

3. Нанести на карту туристические маршруты, месса купания и излюбленного отдыха, в тем числе охотничью сезонные маршруты и места рыбалки. Обозначить подходы и подъезды к ним.

4. Провести экспертизу по городам и поселкам всех существующих домов и строений хозяйственного назначения на предмет соответствия градостроительным нормам, нормам противопожарной безопасности и экологическим нормативам. Отдельно выделить экологическую независимую общественную экспертизу.

5. Провести независимую экологическую и пожарно-техническую экспертизу сооружений сельского хозяйства (зернохранилищ, овощехранилищ, токов, других мест временного хранения зерна и фуража). Обозначить подходы и подъезды к ним.

6. Провести независимую общественную экологическую и пожарно-техническую экспертизу всех сооружений топливно-энергетического комплекса (нефтехранилищ, нефтебаз, автозаправочных станций, железнодорожных станций и полустанков, где долго стоят цистерны с топливом.

7. Провести независимую общественную экологическую и пожарно-техническую экспертизу всех транспортных путей перемещения топлива, зерна и фуража (сена, соломы), автомобильные и железнодорожные. Обозначить состояние или отсутствие дорожного полотна. По железнодорожным станциям обозначить автомобильные проезды и железнодорожные переезды. Провести экспертизу их состояния.

8. Провести независимую общественную экологическую и пожарно-техническую экспертизу подработанных территорий, находящихся над заброшенными шахтами. В заброшенных шахтах выделяется метан. Метан диффундирует на поверхность и создает удушливую и пожароопасную обстановку на больших площадях.

9. Провести независимую общественную экологическую и пожарно-техническую экспертизу промышленных предприятий, находящихся в зонах возможного загорания. Особое внимание обратить на места хранения кислорода и ацетилена в баллонах, цеха проведения металлургических процессов на металлургических предприятиях, а так же предприятиях машиностроительного и оборонного характера, имеющих службы главного металлурга.

10. По всем видам экспертизы выдать рекомендации и разработать механизм контроля за их выполнением.

Рассмотрим ситуацию весеннего паводка. При весеннем паводке в зависимости от объемов тающего снега возможны следующие риски экологического характера:

1. Затопление территорий.

2. Снос мостов и мостовых переходов над небольшими реками.

3. Заливание грязью питьевых водозаборов.

4. Прорывы дамб и отстойников, содержащих токсичные промышленные отходы.

5. Вынос биологически активных масс из выгребных ям и от скотоферм.

6. Снос свалок, мусорников и мест несанкционированного сбора различных отходов.

7. Затопление участков автомобильных и железных дорог.

Для предотвращения чрезвычайных ситуаций в условиях сильного весеннего паводка необходимо провести комплекс следующих мероприятий:

1. Составить подробную топографическую съемку территории Тульской области. Отдельно обозначить заливные луга и подтопляемые территории. Нанести низкосидящие мосты и временные переправы. Обозначить объекты ГИМС и МЧС. Рассчитать количество населенных пунктов, подлежащих затоплению при максимальном уровне подъема воды. Нанести пути эвакуации и места временного размещения. Продумать обеспечение питьевой водой.

2. Провести экспертную оценку питьевых водозаборов. В частности, поселок «Косая гора», входящий в состав города Тулы, рискует остаться без питьевой воды в ближайший паводок. Артезианские скважины, питающие поселок, сняты с баланса Косогорского металлургического завода, но не приняты «Тулагорводоканалом». В ближайший паводок они будут заилены, и в поселок нужно будет доставлять воду цистернами МЧС.

3. Провести экспертизу мостов и мостовых переходов на малых реках. В паводок существует вероятность ледовых заторов и снос мостов более или менее крупными льдинами.

4. Экспертизе необходимо подвергнуть отстойники очистных сооружений, прежде всего «Тулачермет» и Косогорского металлургического комбината. Особое внимание обратить на химические заводы в Ефремове, Щекино, Алексине и Новомосковске. При прорыве отстойников, содержащих химические токсичные компоненты возможна экологическая катастрофа на больших площадях.

5. Провести экологическую, эпидемиологическую, биохимическую, паразитологическую и гигиеническую экспертизу скотоферм и сельских поселений, а так же дачных участков, имеющих выгребные ямы. По всем объектам составить акты экспертизы.

6. Картировать все существующие свалки промышленных и бытовых отходов.

7. Провести экологическую и токсикологическую экспертизу свалок.

8. Нанести на карту отметки высот на автомобильных дорогах. Провести экологическую экспертизу автострад (стояки, кемпинги), свалки вокруг них.

9. Провести экологическую экспертизу сооружений на железных дорогах.

От морозной и снежной зимы следует ждать следующих рисков чрезвычайных ситуаций:

1. Размораживания теплотрасс, котельных и других объектов теплоснабжения.

2. Снежных заносов на автомобильных, шоссейных дорогах и железных дорогах.

3. Замерзания артезианских скважин и питьевых водозаборов.

4. Массовый падеж скота на плохо обогреваемых фермах.

Для предотвращения чрезвычайных ситуаций морозной и снежной зимой необходимо предпринять следующее:

1. Провести экологическую и пожарно-техническую экспертизу состояния котельных и теплотрасс. Обратить особое внимание на состояние топливного хозяйства и систем водоподготовки.

2. Провести топографическую и геодезическую экспертизу автомобильных дорог области. Оценить количество техники и антигололедных реагентов, необходимых для поддержания дорог зимой в работоспособном состоянии.

3. Провести экспертизу подъездов к питьевым водозаборам и самих водозаборов, насосных подачи питьевой воды и резервуаров на предмет теплоизоляции и качества воды.

4. Провести экспертизу состояния скотоферм и других мест содержания скота.

По всем видам предложенных экспертиз предстоит определить количество привлекаемых экспертов, обеспечение их автотранспортом, запросить необходимую документацию, определить сроки и стоимость работ.

Необходимо обеспечить независимость экспертизы, место периодических сборов экспертов, разработать вопросы, ответы на которые должны быть отражены в актах экспертиз, а так же должностных лиц, несущих ответственность за те или иные нарушения, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Отдельно следует обозначить роль общественных организаций, в частности, Общественной палаты. Главная цель общественных организаций состоит в том, чтобы предотвратить панику. Как показывает опыт ликвидации любых чрезвычайных ситуаций, наибольшее количество жертв возникает именно из-за паники. Паника подогревается сплетнями, слухами, неопределенностью людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации.

Общественной палате следует:

1. Провести заседание комиссии по экологии с приглашением надзорных органов, представителей районов и общественных организаций. На заседании разъяснить ситуацию, обсудить комплекс проводимых работ и внимание, уделяемое населению.

2. Осветить проведенное заседание в газете «Экология и культура».

3. Организовать радиопередачу по радиостанции «Эхо Москвы, Тульский разворот» с ответами на вопросы радиослушателей в прямом эфире.

4. Организовать телепередачу по Тульскому областному телевидению с разъяснением ситуации и комплекса принимаемых мер.

5. Издать буклеты-памятки с логотипом Общественной палаты по рекомендациям о поведении людей в чрезвычайной ситуации.

6. Организовать волонтеров из числа молодежи и студентов для работы в зоне чрезвычайных ситуаций для бесед с местным населением и раздачи памяток.

7. Издать плакаты агитационного характера в типографии «Тульский полиграфист» по предотвращению паники.

8. Организовать рекламные агентства для выпуска агитационной продукции по разъяснению проводимых мероприятий и предотвращению паники.

9. Провести совещание с руководителями предприятий и организаций по типу презентации с пояснением позиций и раздачей номера газеты «Экология и культура» в котором будет освещена проблема.

10. Организовать в общественной приемной прием граждан, которые могут оказаться в чрезвычайной ситуации

11. Регистрировать все обращения граждан, обобщить их и написать письмо с результатами в федеральную Общественную палату.

12. Поручить Общественной палате независимую общественную экспертизу и контроль над проведением комплекса работ.

По существующей ситуации необходимо провести мониторинг окружающей среды на территории Тульской области. Для этого следует:

1. Запросить данные у Главного Врача Роспотребнадзора;

2. Запросить данные у начальника отдела водных ресурсов Московско-Окской бассейновой инспекции.

3. Запросить данные у начальника Росприроднадзора.

4. Запросить Прокурора природоохранной прокуратуры его мнение по комплексу проводимых работ.

5. Провести сравнительный анализ полученных данных.

6. Разработать программу системных исследований по загрязнению воды, воздуха и твердых отходов на территории Тульской области.

Содействие в проведении мероприятия могут оказать соответствующим службам и общественные организации.

Такие общественные организации, как «Зеленый патруль и «Зеленый крест» могут организовать волонтеров, которые пройдут пешком по сельской местности:

- афиксируют стихийные свалки и тех, кто туда свозит мусор,

- йдут мелкосидящие мосты на малых реках,

- свят имеющиеся карты с реальным положением дел на местности

- сделают многое другое, что им реком6ендует Комиссия по экологии Общественной палаты Тульской области.

Рекомендации следует издать отдельной брошюрой в типографии «Тульский полиграфист».

Общественные организации могут принять участие в ликвидации очагов пожаров, в ликвидации последствий наводнений и снежных заносов, однако, по каждому вопросу должны быть изданы конкретные рекомендации, проведено обучение и инструктаж и назначены ответственные за безопасность каждой группы волонтеров на каждом объекте.

Общественные организации могут играть определенную роль и в раннем обнаружении очагов пожаров, стихийных свалок и других мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного характера. Однако, по каждому конкретному вопросу должны быть изданы отдельной брошюрой рекомендации о правах и обязанностях члена общественной организации. По каждому конкретному вопросу должно быть проведено обучение и инструктаж. 


Назад к списку