О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях

Павпертов В.Г., Павпертов Г.В., Гладких Ю.А.
Тульский государственный университет,
Россия, г. Тула


Аннотация. Рассмотрены особенности рабочих мест, порядок проведения аттестации, сходства и различия в разных сферах деятельности: строительстве, на предприятиях железнодорожного транспорта, электроэнергетике, в сфере преподавания в высшем учебном заведении. Сделаны выводы о проведении аттестации рабочего места преподавателя вуза.

Ключевые слова: рабочее место, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, нестационарное рабочее место, годовая нагрузка.

В соответствии с письмом Рособразования от 28 января 2009 года № 16-2338/07-03 «О проведении аттестации рабочих мест» [1] Федеральное агентство по образованию обращает особое внимание руководителей подведомственных учебных заведений на обязательное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.09.2007 № 569 [2]. Приказ Минздрава ориентирован, прежде всего, на промышленные условия производственной деятельности. В промышленности рабочие места являются преимущественно стационарными, то есть зафиксированными в пределах определенной рабочей зоны. Кроме того, существует ряд отраслей, в которых достаточно много нестационарных рабочих мест, что затрудняет их аттестацию по условиям труда.

В ходе аттестации каждое рабочее место оценивается комплексно по трем уровням, в том числе по: техническому уровню; организационному уровню; условиям труда.

Рассмотрим порядок аттестации рабочих мест в разных сферах деятельности.

Для строительства характерны мобильный характер рабочих мест и значительное разнообразие строительных объектов. Это привело к разработке нормативных документов, учитывающих данную специфику.

Рабочее место в строительстве – это, прежде всего, строительная площадка, на которой располагается строящийся объект, а также санитарно-бытовые и производственные помещения, складские площадки. Рабочее место перемещается вместе со строящимся объектом [3].

Исходя из специфики организации строительного производства, объектами оценки выполнения требований нормативных правовых актов (АРМ) являются: организация стройплощадки и рабочих мест; безопасность эксплуатируемых машин, оборудования, оснастки и инструмента; безопасность применяемых материалов, конструкций и изделий; обеспеченность работников инструкциями по охране труда; обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ.

На предприятиях железнодорожного транспорта есть свои особенности. Это отражено в Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях железнодорожного транспорта, утвержденное МПС России 02.11.98 N ЦСР-611. Так, для монтеров пути рабочим местом являются железнодорожные пути их дистанции, где оцениваются все факторы труда. Работа монтеров пути протекает, как и в строительстве, на открытом воздухе. Поэтому микроклимат на рабочих местах измерениям не подлежит. Тяжесть труда измеряется при наиболее типичных и часто выполняемых работах: выправке пути, смене рельсов, крестовин, стрелочных переводов, шпал, брусьев, прокладок и других. С учетом затрат времени на те или иные работы вычисляются средние показатели.

Исходя из характера труда определяется напряженность трудового процесса.

Монтер пути – одна из травмоопасных профессий данной отрасли, поэтому особое внимание уделяется травмобезопасности.

В случаях, когда зона обслуживания (рабочее место) включает много объектов (помещений), объекты, где работающий пребывает менее 5 % смены, не оцениваются. Например, если электромеханик использует при работе ручную электродрель, время работы с которой составляет 1-2 % смены, то проводить измерения вибрации на электродрели нет необходимости [4].

В электроэнергетике трудовая деятельность подавляющего числа работников осуществляется в рабочей зоне, в которую входит обслуживаемые оборудования, здания и сооружения, расположенные на значительном расстоянии друг от друга и соединяемые маршрутами прохода (проезда). Эти маршруты проходят в зонах действия опасных и вредных факторов [5].

Приведем примеры рабочих мест в электроэнергетике. Рабочее место машиниста-обходчика по турбинному оборудованию (ТО) включает в себя рабочие зоны всех отметок ТО, где производится осмотр оборудования с учетом количества обслуживаемых турбин. Рабочее место электромонтера по обслуживанию подстанций включает в себя помещение щита управления и рабочие зоны на подстанции согласно технологическим картам осмотра и технического обслуживания оборудования и сооружений. Рабочим местом ремонтного персонала является пространственная зона, в которую входят ремонтные мастерские, комнаты отдыха работников и не ремонтные площадки, расположенные непосредственно у ремонтируемого оборудования, зданий и сооружений. Рабочее место диспетчера электросетей – помещение щита управления. Рабочим местом административно-управленческого персонала является рабочая зона, в которую входит рабочее помещение.

Одной из специфических особенностей электроэнергетических объектов является наличие постоянно действующих факторов травмоопасности на рабочие места со стороны оборудования, расположенного вне рабочих зон.

К педагогической и преподавательской деятельности в образовательных учреждениях, организациях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в соответствии с квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке [6].

Рабочее место преподавателя вуза является нестационарным. Часть рабочего времени преподаватель проводит в университете. Здесь он может находиться в аудитории, читая лекции и ведя практические и лабораторные занятия. Преподаватель также может находиться и в преподавательской комнате.

Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.

В правилах внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, других локальных актах необходимо определить, должны ли преподаватели выполнять указанную работу непосредственно в образовательном учреждении, или она может осуществляться за его пределами.

В связи с этим подготовку к занятиям или другой вышеуказанный вид деятельности преподаватель вуза может осуществлять как в университете в преподавательской комнате, так и в любом другом удобном ему месте. Этот факт затрудняет процедуру проведения аттестации рабочих мест.

Преподаватель может занимать какую-либо должность (заведующий кафедрой, декан, проректор, ректор). В этом случае часть рабочего дня он проводит в своем кабинете, условия труда которого тоже подлежат оценке.

Если преподаватель находится в университете (в преподавательской комнате или в аудитории), то оценке подлежат: микроклимат; освещенность; параметры ЭМП (при наличии ПЭВМ); шум (при наличии источника шума); тяжесть; напряженность; травмобезопасность; наличие средств индивидуальной защиты (при необходимости).

Сравнив рабочие места разных отраслей, можно сделать вывод, что рабочее место преподавателя отличается от других рабочих мест. Поэтому существующая методика не совсем подходит к рабочему месту преподавателя.

В то же время настоящая методика рассчитана и на места, на которых работающий находится 40 часов в неделю. Что касается преподавателя вуза, то рабочее время лиц из числа профессорско-преподавательского состава имеет конкретную продолжительность - 36-часов в неделю [7]. Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации [8].

Кроме того, преподавателю устанавливается доплата в виде отпуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». Отпуск у преподавателя длится 56 дней, в то время как у других работников – 28 дней. [9]

Таким образом, при аттестации рабочих мест преподавателя возникает ряд проблем. Это и нестационарное рабочее место, и короткая продолжительность рабочей недели по сравнению с работниками на производстве, и годовая нагрузка. Следовательно, рабочее место преподавателя некорректно аттестовывать по известной методике. Чтобы решить эту проблему, нужно создать методику поведения аттестации рабочих мест по условиям труда в сфере преподавания.

Список литературы

1. Письмо Рособразования от 28 января 2009 года № 16-2338/07-03 «О проведении аттестации рабочих мест».

2. Приказ Миндравсоцразвития России от 31.09.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

3. Методическое пособие к СП 12-133-2000 "Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве".

4. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях железнодорожного транспорта, утвержденное МПС России 02.11.98 N ЦСР-611.

5. Временная методика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в электроэнергетике от 16.06.98 с изменениями и дополнениями № 1/2001.

6. Модельный закон о статусе работника образования. Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-13 на 27-ом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ.

7. Постановление Правительства от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников (с изм. от 09.06.2007 №363).

8. Постановление Правительства от 20.11.2008 №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

9. Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». 


Назад к списку