Активность различных слоев населения в вопросах экологического воспитания в русле устойчивого развития

Титаренко Л.
Белорусский государственный университет,
Беларуссия, г. Минск


Наш госуниверситет в течение ряда лет проводили исследования ценностей «экологически ориентированного образа жизни». Насколько население, пережившее аварию на Чернобыльской АЭС, осознало эту проблему и ее последствия? Как на практике осуществляется экологическая ориентация?

Мы взяли две группы респондентов - молодежь из числа студентов университета, которые, как нам казалось, должны быть самыми информированными в области экологии, поскольку в наших вузах есть обязательный предмет «Основы экологии», преподающийся на 1-2 курсах вне зависимости от изучаемой специальности. Во вторую группу вошли представители старшего поколения, как мы условно из назвали «родители» - люди возраста 40-60 лет. Под эти возрастные рамки подпадают наши ведущие политики, предприниматели, деятели искусств. В общем, получилось, что мы сравниваем знания об экологии у нынешнего поколения и поколения будущего.

Исследованиями был охвачен только город Минск. Во-первых, сам университет там располагается. Во-вторых, это один из крупнейших городов с населением в два миллиона человек, ну и, наконец, он самый загрязненный мегаполис страны из-за высокой транспортной нагрузки, большого количества предприятий. Еще одной причиной выбора стал и тот фактор, Белоруссия на 70 % урбанизирована, и с каждым годом этот показатель растет. То есть проблемы сельских поседений и малых городков для нас нетипичны.

Некоторые результаты, признаюсь, нас несколько поразили. Оказалось, что по шкале самооценки молодое поколение проявило больший уровень знаний – 6,3 против 5,9 баллов у старшего поколения. Но эта разница не столь велика. А вот, что касается источников информации, то тут молодежь поставила в основу научные объективные знания, полученные в вузах, а вот старшее поколение, как выяснилось, черпает все преимущественно из СМИ. То есть, если первая группа респондентов обладает точными академическими знаниями, то «родители», что им преподнесут журналисты, то и «скушают».

Таким образом, мы получили один из основных выводов исследования – для формирования общественного экологического мнения в Белоруссии огромную роль играют средства массовой информации.

Кроме того, больше двух третей, причем, в обеих группах приблизительно одинаково, ответили, что для реализации положительных изменений, которых хотелось бы достичь в экологии, важны не столько знания, сколько волевое усилие, которое нужно приложить. Это лишний раз доказывает утверждение, прозвучавшее здесь уже сегодня из уст Виктора Данилова-Данильяна, о том, что образ жизни у нас пока слишком потребительский. Ради высокой цели, заботы о грядущих поколениях, нынешнему поколению ограничивать себя не хочется.

Меньше половины высказала претензии, что государство недостаточно поощряют тех, кто производит положительные изменения в экологии. По их мнению, такие поощрения могли бы быть разными, в том числе и материальными. Это патерналистский подход, свойственный в целом в отношении многих проблем в жизни нашего государства. То есть, пока нам не помогут, не будем ничего делать.

Третья часть опрошенных сказала, что у них просто нет условий для экологизации образа жизни.

Что касается «чернобыльского следа», то тут мнения у разных поколений оказались диаметрально противоположенными. Если для «родителей» - катастрофа на ЧАЭС и ее последствия актуальны, то вот молодежь относится к этому проще. Для студентов актуальнее другие угрозы здоровью. Хотя на 90% обе группы согласились с тем, что авария на ЧАЭС повлияла в целом на здоровье нации.

Что касается экологически ориентированного образа жизни, оказалось, что обе группы примерно одинаковы в практической реализации - чуть выше среднего. То есть, в принципе, многие согласны заниматься раздельным сбором мусора, если появятся во дворах такие контейнеры. Согласны и с тем, что стоит беречь воду, электроэнергию – тут как раз финансовый стимул уже существует. То есть на сегодняшний день есть большой резерв, чтобы население сделало свой образ жизни экологичным.

Если рассматривать наиболее актуальные проблемы экологии, то у старшего поколения на первом месте – радиационная обстановка, на втором – загрязнение воздуха, на третьем – загрязнение почвы пестицидами. Для молодежи же на первом месте – глобальная проблема изменения климата, на втором – генно-модифицированная продукция, которая, к слову, для старшей группы по актуальности находится где-то на 10-м месте.

Таким образом, полученные нами результаты могут быть использованы для разработки новой государственной политики в области экологии. 


Назад к списку