Оборотная стеклянная тара – опыт компании «Балтика»

Тараскин А.
Филиал ОАО «Балтика-Тула»,
Россия, г. Тула


Уже несколько лет компания реализует проект «Оборотная бутылка», направленный на увеличение доли возвратной стеклотары в производстве, многократное использование которой не только экономически выгодно пивоварам, но и помогает снизить отрицательное воздействие на окружающую среду и уменьшить количество мусора на улицах.

Наша компания производит порядка 30 пивных и 11 непивных брендов. В состав компании входит 10 заводов по всей России и 70 % объема экспорта российского пива приходится на нашу долю. Завод в Санкт-Петербурге является самым крупным не только в России, но и Европе.

В основе философии нашей компании лежит принцип «Мы заботимся об обществе», поэтому мы предъявляем самые высокие требования к экологической безопасности производства. Все взаимосвязано, поэтому без соблюдения экологической политики нельзя говорить о качестве продукции и качестве жизни вообще. В 2008 году принята экологическая политика предприятия. Она предусматривает соблюдение требований природоохранного законодательства, сертификацию деятельности компании в соответствии со стандартом ISO 14000,. Мероприятия по энергоэфективности, очистке сточных вод, минимизацию воздействия на окружающую среду.

Среди основных экологических проектов филиала «Балтика-Тула» - снижение объемов водопотребления как способ рационального ресурсопользования. Для этого и, соответственно, снижения объемов сточных вод осуществляется переход на внедрение систем оборотного и повторно используемого водоснабжения. В числе локальных проектов по снижению водопотребления – применение сухой смазки транспортеров, оптимизация работы бутылкомоечных машин, сбор использованной воды с линий розлива и использование в холодильно-компрессорной установке и так далее.

В прошлом году много немало говорилось, что у тульского филиала не было своих очистных сооружений. Так вот, могу заявить: теперь открыто целевое финансирование, и в 2012 году мы обзаведемся своими собственными очистными сооружениями.

Наши сотрудники поддерживают акцию Всемирного фонда дикой природы «Час Земли». Цель акции – привлечь внимание общества к проблеме глобального потепления и изменения климата. Люди во всем мире на один час отказываются от использования электричества, чтобы снизить выброс парниковых газов в атмосферу.

Наше предприятие является инициатором проведения акций по благоустройству городских территорий. Например, в 2010 году в Туле мы провели уборку ряда улиц. Ежегодно вручаются фильтры водоочистки социальным учреждениям области.

Ну и, наверное, одно из самых важных – это оптимизация обращений с отходами. Не секрет, в результате деятельности филиала образуются отходы производства и потребления. Основная масса отходов – отходы пивоварения (дробина, зерновые отходы, дрожжи, солодовые ростки), которые являются кормом для скота, и неликвиды (пленка, картон, ПЭТ-бутылка, алюминиевые банки). Нами осуществляется селективный сбор образующихся отходов (отдельно собираются пленка, картон, банка, ПЭТ-бутылка, стекло, мусор). Они подвергаются прессованию и реализуются сторонним организациям на переработку. Отходы, не имеющие потребительского спроса, вывозятся на санкционированные свалки.

Кстати, в 2007 году на заводе была запущена в эксплуатацию сушка дробины, позволяющая сократить объем образующейся дробины и увеличить срок ее годности.

Основной принцип нашей производственной деятельности: рассматривать нашу продукцию на всех этапах ее жизни. Проект, который мы активно развиваем в последние годы – это увеличение объемов оборотной бутылки. Ежемесячно в Туле и области продается более шести миллионов стеклянных оборотных бутылок – с пивом, квасом, лимонадом и энергетическими напитками, что составляет около двух миллионов килограммов стекла, которое может осесть на городских свалках и улицах. Нам в регионе удается собрать пока только около 40 % оборотной тары. Это, конечно, в некотором роде тоже высокий показатель, потому что начинали мы вообще с 10-14 %. То есть прогресс есть, но пока он недостаточный на наш взгляд. Правда, в Ростове-на-Дону этот показатель составляет 41 %, в Воронеже – 39 %, Санкт-Петербурге и вовсе – 23 %, зато в Омске – 65 %. Однако, если сравнивать в той же Украиной, то там пивной гигант «Славутич» довел сбор бутылки до объема в 82 %.

В том же Питере, если уж говорить о глобальной политике копании в области сбора оборотной тары, с 11 мая по 30 июня этого года реализуется совместный пилотный проект «Балтики», «Ленты» и «Зеленого Креста», в рамках которого 5 пунктов приема стеклотары и алюминиевой банки работают с 11.00 до 21.00 без выходных. Кроме того, в северной столице весной мы опробовали акцию «Охотники за стеклом» совместно с рядом гипермаркетов. Суть в том, что на парковочных площадках открыт прием стеклотары и банок у населения, а полученные на руки чеки, можно использовать для оплаты товаров в гипермаркетах.

В чем выгода повторного использования оборотной тары? Во-первых, это снижает нагрузку на окружающую среду. Безопасность использования оборотной тары подтверждена многолетним использованием вторичного применения стеклянной бутылки в США и Европе. Использование вторичной бутылки к тому же позволяет пивоваренным компаниям снижать собственные затраты. Оборотная бутылка обходится на 25-30 процентов дешевле новой, но, правда, требует еще и дополнительных ресурсов – человеческих, логистических и энергетических. Затраты эти, в частности, проистекают из-за того, что до 79 % собираемой сейчас оборотной тары – эта та, что находится на улицах, а не сдается целенаправленно сознательными гражданами. К тому же, мировая практика показывает, что использовать бутылку можно до 245 циклов. В России получается максимум 2-3 цикла, потом она все равно оказывается в категории стеклобоя.

И все равно, мы считаем, что дело того стоит. Хотя бы с точки зрения социально-экологической политики. Сейчас в регионе действует порядка 60 пунктов приема тары, из которых от силы с десяток стационарных. Остальные – сезонные и постоянно меняют свое расположение. В этом, с одной стороны, есть плюсы – эти точки могут «дойти» до каждого человека, а с другой стороны – люди зачастую просто не знают, куда нести тару, ибо сегодня принимают тут, завтра где-то там, а послезавтра – вообще не известно где. 


Назад к списку