Модель техногенной образовательной среды

Д.Р. Курмангалиев, Д.А. Ахметшин
Казанский государственный технологический университет,
г. Казань


Введение

Образование является важной частью в жизни и деятельности человека. Именно образование дает людям возможность развиваться, двигаться вперед и решать возникающие проблемы технического, философского и бытового уровня. Информационная глобализация общества привела к тому, что самый лучший педагог не может создать среду опережающего обучения без web-поддержки. Сеть играет роль постоянно развивающейся глобальной базы знаний.

На сегодняшнее время существует два основных вида обучения: 1) система подготовки основанной на «живой» технологии; 2) система подготовки основанной на дистанционной технологии (рис. 1).

Рис. 1. Две модели систем подготовки

Живая система позволяет преподносить знания в рамках аудиторного занятия, которое ограничено по времени и количеству обучаемых. Дистанционная система обучения позволяет преподнести знания большому количеству лиц при минимальных временных затратах. Предлагается совместить эти две системы для эффективного использования времени и учебных площадей, для усовершенствования образовательного процесса. Суть этого предложения заключается в создании электронного информационно-научного портала с дидактическими, научными и прочими видами материалов, который будет доступен всем сотрудникам и обучающимся лицам по беспроводному соединению посредством технологии Wi-Fi.

Предложенная виртуальная составляющая состоит из двух уровней:

1. Обучение с помощью электронных способов представления информации

2. Организационная система управления всем учебным процессом посредством беспроводного канала передачи данных

Функциональное предназначение и возможности

1. Информационная поддержка в организации обучения и в процессе профессиональной деятельности

2. Локальная социальная сеть

3. Дистанционные технологии обучения

4. Электронная приемная

5. Выход в Интернет

Рис. 2. Техническая схема системы

Плюсы при использовании электронного учебно-информационного портала образовательного учреждения с использованием беспроводного доступа:

· Возможность выложить избыточную образовательную программу, которая не помещается во временные рамки лекционных занятий

· Возможность объективно оценить уровень знаний студента с помощью электронного тестирования

· Наблюдение за активностью студента и его интересами в научной сфере

· Размещение справочной информации в электронном виде (расписания экзаменов, мероприятий, новости, объявления)

· Физическая эффективность (т.е. не нужно выделять огромные помещения под хранение литературы, а проблема с ограниченным количеством экземпляров книг в библиотеке не будет беспокоить пользователей)

· Высокая мобильность (пользователь может пользоваться порталом практически из любого места образовательного учреждения)

· Возможность обсуждения учебного процесса между пользователями системы в реальном времени

· Файловый обмен, хранение пользовательских учебных файлов.

· Использование современных технологий, имеющих широкое распространение во всех слоях общества

· Эффективность использования времени как студентами, так и сотрудниками образовательного учреждения

· Возможность объединения внутренней беспроводной сети с сетью Интернет для наиболее полного процесса получения информации и знаний

Рис. 3. Развитие классической и дистанционной модели обучения с помощью нового объединяющего метода

На рис. 3 индексом W1 обозначена область компетенции классической модели образовательного процесса. Индекс W2 охватывает область, в которой преимущества имеет дистанционный принцип подачи информации. А W3 является новым подходом к дистанционному и «живому» процессам образования, который качественно развивает принципы обучения, способы подачи информации и деятельность обучающихся. Зона пересечения всех областей образования создает новое пространство для развития образовательного процесса, которая будет актуальна в системе третьего поколения образования, даст возможность обучающимся с большей эффективностью осуществлять процесс повышения квалификации. Область пересечения даст большой толчок в развитии сферы образования и может стать весомой частицей в техногенной сфере.

Рис. 4. Схема информационной системы

Со временем планируется модифицировать данную информационную систему, создав систему дистанционного обучения в интеллектуальной форме, т.е. будет возможность для каждого студента подготовить индивидуальную программу того или иного предмета. Данный проект обещает быть очень полезным инструментом в образовательном процессе, поможет развить информационную инфраструктуру образовательных учреждений и дать фундаментальную основу для расширения всех возможных сфер жизни человека.

Список литературы

1. Нуриев Н.К., Фатыхов Р.Х. Проектирование семейства тестирующих оболочек для организации процесса обучения с мониторингом // Структурно-функциональные и методические аспекты деятельности университетских комплексов. – Казань: КГТУ, 2002. – С. 33-36.

2. Старыгина С.Д., Нуриев Н.К. Виртуальный кабинет как инструментальное средство преподавателя нового типа // Образовательная среда сегодня и завтра: Мат. V Всероссийской науч.-практ. конф. – М.: Рособразование, 2008. – С. 413 – 416. 


Назад к списку