Результаты интернет-тестирования остаточных знаний студентов по химии

Ю.А. Гончаров, Л.К. Гончарова, Е.А. Демидова
Филиал Московского энергетического института (Технический университет) в г. Волжском,
г. Волжский


В филиале Московского энергетического института (технического университета) в г. Волжском (ВФ МЭИ) регулярно проводится Интернет-тестирование остаточных знаний студентов по различным дисциплинам, в том числе и по химии. Учебные планы предусматривают изучение общеобразовательного курса «Химия» студентами 1 курса всех специальностей. В связи с этим для тестирования по химии может быть выбрана любая учебная группа. Однако в текущем учебном году было принято решение провести тестирование остаточных знаний по химии студентов 3 курса, специализирующихся по кафедре «Технология воды и топлива». Это вызвано тем, что, начиная с 3 курса, вплоть до дипломной работы или дипломного проекта, студенты данной специальности изучают целый спектр дисциплин, связанных с химией. Поэтому результаты тестирования помогут студентам выявить пробелы в своих знаниях, а преподавателям определить те разделы химии, которые требуют большего внимания в учебном процессе.

В подготовительный период со студентами было проведено тренировочное тестирование на сайте [1] по программе и тест-задачам, подготовленными сотрудниками НИИ качества образования. Студентам предлагалось 25 вопросов с набором ответов, среди которых были правильные. Итоги тренировочного тестирования хоть и не были плачевными (в среднем около 60 % правильных ответов), но выявили серьезные пробелы в знаниях. Поэтому, по обоюдному согласию студентов и преподавателей, были организованы дополнительные (вне расписания) занятия в виде консультаций и обзорных лекций. Кроме того, студенты занимались самостоятельно. Для самостоятельной подготовки студентам кроме базового учебника [2] был рекомендован близкий по содержанию учебник на сайте [3]. На этом же сайте имеется возможность самостоятельно проверять свои знания путем тестирования по 80 контрольным заданиям. Подготовка повысила знания студентов, при контрольном тестировании процент правильных ответов находился в пределах от 80 до 100.

Разумеется, проценты не отражают истинных знаний, так как при тестировании не исключаются элементы случайности и интуиции.

Наряду с положительными сторонами тестирования следует отметить и его недостатки. Даже в пределах одного ВУЗа, когда все студенты 1 курса изучают химию, преподаватель излагает материал с учетом их будущей специальности, приводит разные примеры, делает акцент на разных разделах и т.п. В то же время, предлагаемые в [1] тест-задания одинаковы для всех студентов. Некоторые тест-вопросы недостаточно корректны. Например, на вопрос: «Какой реактив является групповым на катионы кальция, бария и стронция?», надо выбрать ответ: «Оксалат аммония», В то время как, в большинстве учебников групповым реагентом на эти катионы принята серная кислота. В одном из заданий по техническим (торговым) названиям полимеров надо определить их структуру. Этот вопрос требует простого запоминания. А если на занятиях преподаватель приводил в качестве примера структуры других аналогичных полимеров?

В целом Интернет-тестирование, как один из видов обучения и контроля знаний студентов, является полезным и важным. Однако этот вид обучения требует определенных финансовых затрат. К тому же, остаются неохваченными курсы специальных дисциплин, содержание которых может сильно отличаться в разных регионах не только в родственных вузах, но и на родственных кафедрах. Одним из вариантов решения этих проблем, на наш взгляд, могло бы быть обеспечение ВУЗов типовыми лицензированными контролирующе-обучающими программами. Однако ни институт качества образования, ни Министерство образования и науки таких программ пока не предлагают. В то же время общеобразовательные школы целенаправленно оснащаются компьютерной техникой. Другое дело, как она там используется [4]. Количество единиц компьютерной техники даже в ВУЗах еще не является подтверждением ее эффективного использования в учебном процессе, многие из этих компьютеров являются именно персональными, т.е. закрыты в кабинетах и недоступны для студентов. Требуется развитие внутривузовской сети, предоставление студентам права доступа через Интернет к вузовскому учебному и научному фонду. В ВФ МЭИ работа в этом направлении ведется, но из-за недостатка средств ведется медленно. Очевидно, такое положение и во многих других ВУЗах.

Список литературы

1. http://www.i-exam.ru.

3. Коровин Н.В. Общая химия / Н.В. Коровин. – М.: Высшая школа, 2005. - 557 с.

2. http://www.chemistry.ru.

4. Гудкова В. 1 компьютер на 100 учеников?/ В. Гудкова, Е. Донских. - Аргументы и факты, 2010. - № 1. - С. 15.


Назад к списку