Изучение учащимися закономерностей средств массовой коммуникации

Ш.Т. Ишкулова
Филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления» в г. Мелеузе,
г. Мелеуз


Система образования до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации. Массовая коммуникация (от латинского communicatio – «сообщение, передача») или массовая информация – процесс производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения и общение людей как членов «массы», осуществляющееся с помощью технических средств. Индустриальное развитие человечества, сопровождаясь ускоренной урбанизацией, скоплением в городах огромных масс людей, оказавшихся вырванными из прежнего привычного окружения, делало малоэффективными прежние способы социальной взаимосвязи, требовало новых форм общения. Такой формой и стала массовая коммуникация – особая среда формирования, распространения и функционирования различных образцов восприятия, мышления и поведения, через усвоение которых происходит воспроизводство «массы».

Материальной предпосылкой возникновения массовой коммуникации в первой половине ХХ века стало создание технических устройств, средств, позволявших осуществлять очень быструю передачу и массовое тиражирование информации. Комплексы этих устройств принято называть «средствами массовой коммуникации».

Средства массовой коммуникации (СМК) – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

В связи со значительным усложнением социально-экономической ситуации в стране, считает Г.И. Франко, рынок обрушивает на подростков водопады насилия, жестокости, порнографии. Негативное воздействие настолько сильно, что возникает необходимость руководить процессом потребления подростками телевизионных передач. Необходимость усиливается еще и тем, что зачастую уровень художественных предпочтений наших подростков весьма низок. При отсутствии соответствующей установки на восприятие того или иного фильма, телевизионной передачи не актуализируются заложенные в них духовные ценности (имеется в виду серьезные художественные или публицистические творения). Без последующего обсуждения их оценка юным зрителем застывает на уровне «понравилось – не понравилось». Особенно важно выработать у подростков иммунитет против низкопробных подделок коммерческих фильмов. Сегодня это чрезвычайно очевидно, назрела необходимость использовать возможности современных средств массовой коммуникации (телевидение и видео) в процессе социализации личности подростков, основываясь не только субъект-объектном, но на субъект-субъектном подходе подростков с социумом.

В нынешних же условиях, овладение подростками умением использовать тот познавательный и иной потенциал современных средств массовой коммуникации, который они несут, приобретает большое значение. Особым аспектом образовательного процесса становится так называемое медиаобразование, харак­теристику которого в отечественной науке дал А.В. Шариков.

Медиаобразование (от лат. media - средства) – изучение учащимися закономерностей массовой коммуникации. Его задачи:

· подготовить подрастающие поколения к жизни в современных информационных условиях;

· подготовить к восприятию информации (научить человека понимать ее – «декодировать» сообщения, критически оценивать их качество);

· осознавать последствия ее воздействия на психику;

· овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Медиаобразование осуществляется как в образовательных учреждениях, так и в других воспитательных организациях, а также в организациях, специаль­но созданных для этой цели (например, во Франции – «Медиа-форум», «Активные юные телезрители»).

В образовательном учреждении медиаобразование осуществляется как в рамках традиционных предметов (родного языка, изобразительного искусства, истории, социальных наук, экологии и др.), так и с помощью введения специального предмета (К.В. Петров и Г.М. Коджаспирова, Л.В. Матвеева, О.Б. Медведев, Г.М. Будунов, Д.А. Донцов, А.С. Биккулов, А.Г. Селевко). В разных странах он называется по-разному, но имеет примерно одинаковое содержание. Наиболее часто в него включаются разделы: «Понятие о коммуникации», «Понятие о знаковых системах и способах представления информации», «Массовая коммуникация и ее закономерности», «Средства массовой коммуникации и их особенности», «Реклама» по дополнительным образовательным программам. В последнее время появилась тенденция включать в медиаобразование также обучение компьютерным технологиям.

Являясь активными потребителями информации масс-медиа, подростки, однако, не всегда понимают скрытый смысл сообщения, тем более мотивы и механизмы его создания. Это приводит к формированию ложных, неадекватных представлений, установок, а иногда и асоциальных ориентаций подростков. Особенно тревожным является усвоение подростками виденных на экране примеров агрессии, терроризма, национализма и др.

Пути решения этой проблемы давно являются предметом научных исследований в России и за рубежом.

В 80-х гг. XX века появилась теория коммуникации и средств массовой информации, учитывающая, что современная социально-культурная среда требует от специалиста в самых различных областях достаточно квалифицированного овладения коммуникативным процессом. В России под руководством Ю.Н. Усова развивается направление, связанное с формированием у детей знаний и умений восприятия экранных произведений искусства. Созданы программы спецкурсов, учебники, программы, дидактические материалы (Е.А. Бондаренко, Ю.Н. Усов).

Возможности традиционных учебных предметов для формирования у учащихся умений работать с информацией масс-медиа исследовались Л.С. Зазнобиной и ее сотрудниками.

Эти образовательные цели и соответствующие им содержание и методы образуют своеобразную проникающую педагогическую технологию, называемую медиаобразованием. Его главными задачами являются обеспечение адекватного восприятия и защита сознания подростка от разных манипуляций. Очевидно, что подросток не должен воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, но и не отгораживаться от нее. Он должен уметь интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему, и наоборот; трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против», устанавливать целесообразные связи, вычленять главное в информационном сообщении, включать внешкольную информацию в систему формируемых в школе знаний, используя эти знания при восприятии и критическом осмыслении информации средств массовой коммуникации и др.

Как бы ни влияла информация СМК на общество, не нужно считать их единственными виновниками негативных явлений нашего общества. При этом нужно помнить, что мы должны научиться жить не только с традиционными печатными СМК, но и со всеми новыми технологиями массовой и личной коммуникации, подготовить подрастающее поколение к взаимодействию со всеми новейшими средствами массовой коммуникации.

Список литературы

1. Основы социально-психологической теории. Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова– М.: «Международная педагогическая академия». 1995.

2. Франко Г. Испытание экраном. // Народное образование / Г. Франко. – 1996. – № 7.

3. Мудрик А.В. Социализация и воспитание / А.В. Мудрик. – М., 1997.

4. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время» / А.В. Мудрик.– М., 1991.

5. Бондаренко Е.А. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика / Е.А. Бондаренко, А.А. Журин. – 2002. - №3.


Назад к списку