Условия подготовки преподавателей к использованию информационных и коммуникационных технологий, организуемой в рамках учебного заведения

И.Ю. Горохова
Георгиевский технологический институт (филиал) СевКавГТУ,
г. Георгиевск


Уровень информатизации является ключевым признаком развития образования. Оснащение учреждений образования современной вычислительной техникой, средствами связи, а также соответствующим программным обеспечением являются важными, но не единственными условиями информатизации образования. Помимо этого, нужно интегрировать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) непосредственно в образовательный процесс, сделать их не только предметом изучения, но и привычным инструментом, применяемым в обучении другим дисциплинам, не связанным с информационными технологиями. Очевидно, что принципиальные возможности для реализации этих задач должны иметь, прежде всего, преподаватели.

Научным сообществом и общественностью осознается острая необходимость в создании условий для повышения уровня информационной культуры преподавателя, в разработке моделей и технологий непрерывной подготовки педагогов, нацеленной на сохранение наличного и приобретение ими нового опыта информационной деятельности.

Система повышения квалификации, предназначение которой состоит в обеспечении соответствия профессионального уровня преподавателя требованиям социума и отдельной личности, переживает кризис, проявляющийся в неэффективности устоявшихся форм и способов деятельности для решения новых задач в современных социально-экономических условиях перехода к информационному обществу.

Опыт работы автора в учреждениях среднего и высшего профессионального образования позволяет утверждать, что в рамках образовательного учреждения возможно создание необходимых организационно-педагогических условий для осуществления подготовки преподавателей к полноценному использованию ИКТ в профессиональной деятельности.

Необходимые условия разделим на организационные и психолого-педагогические.

В структуре организационныхусловий выделим следующие блоки: координационный, интеллектуально-информационный, кондиционный и мотивационный.

Координационный блок организационныхусловий включает определение и соотнесение ресурсов занятости обучающихся преподавателей и аудиторного фонда образовательного учреждения с целью наиболее оптимального выбора места и времени занятий, составления удобного расписания; кадровое обеспечение процесса информационно-технологической подготовки педагогов.

Интеллектуально-информационный блок предполагает создание и развитие интеллектуально-информационной среды, причем выделяются следующие возможные направления:

· оснащение учебного заведения современной вычислительной техникой, средствами телекоммуникаций и доступом к Интернету;

· оснащение учебного заведения лицензионными и сертифицированными программными продуктами;

· переход к системе непрерывного совершенствования информационной культуры педагогических работников учебного заведения;

· повышение квалификации и профессиональная переподготовка административных и инженерно-технических кадров;

· создание единой системы информационного и научно-методического обеспечения образования;

· разработка и внедрение в учебный процесс информационно-технологических средств.

Кондиционный блоквключает обеспечение благоприятных физических условий обучения. Это, прежде всего, наличие соответствующего целям обучения и количеству обучающихся и обучающих помещения, необходимого для организации самого процесса обучения, а также для отдыха в перерывах между занятиями; обеспечение удобными рабочими местами.

Мотивационный блок условий составляют:общественное признание достижений преподавателя; материальные поощрения преподавателей, занимающихся научно-исследовательской и научно-методической работой; дополнительное финансирование, предоставление возможностей для отдыха и поддержания здоровья преподавателей; предоставление командировок по обмену опытом и др.

Психолого-педагогические условия предполагают:

§ создание благоприятной психологическойатмосферы обучения;

§ учет андрагогических принципов;

§ наличие адекватного целям подготовки учебно-методического обеспечения.

Непременным условием эффективной организации процесса обучения преподавателей является создание благоприятной психологической атмосферы обучения. Комфортная психологическая атмосфера обучения характеризуется, прежде всего, взаимным уважением участников процесса обучения, эмпатическим, доброжелательным отношением друг к другу.

Процесс взаимодействия с обучающимися преподавателями должен строиться с учетом андрагогических принципов. При обучении педагогов поддерживается атмосфера понимания того, что каждый взрослый обучающийся имеет право на собственное мнение и может свободно его высказать. Андрагогические принципы обучения предписывают: отказ от критики участников процесса обучения, обеспечение свободы мнений, отказ от мер наказания и порицания обучающихся, уважение плюрализма жизненных позиций. Такая атмосфера способствует выработке у участников процесса обучения иммунитета от страха свободно высказывать свое мнение в любой ситуации, в любой аудитории, помогает их самоутверждению, укрепляет их веру в свои силы, в реализацию своих возможностей, во взаимопонимании других участников.

Эффективность компьютеризации обучения зависит как от качества применяемого научно – программно – методического обеспечения, так и от рационального и умелого использования его в учебном процессе.

Одна из причин остроты дидактических проблем – увеличение разрыва между нарастающим валом информационных технологий и неразработанностью теории обучения в современных информационных средах, в том числе, в виде психолого-педагогически обоснованных методик по разработке и использованию этих технологий.

В целях совершенствования организации образовательного процесса с использованием инфокоммуникационных технологий следует предложить:

- проведение специальных курсов по подготовке педагогов к использованию информационных и коммуникационных технологий в условиях учебного заведения;

- использование вычислительной лаборатории студентами и преподавателями для повышения уровня своей компьютерной грамотности;

- проведение открытых, пробных и других занятий с использованием компьютеров с целью расширения кругозора педагогов, вооружения их опытом внедрения компьютеров в учебный процесс;

- участие преподавателей в семинарах, конференциях по проблемам использования информационных технологий в обучении;

- проведение межкафедральных обсуждений методики использования компьютеров на различных занятиях, взаимный обмен опытом применения ИКТ между преподавателями других кафедр;

- участие в научно-исследовательских работах по проблемам использования инфокоммуникационных технологий в образовательном процессе;

- посещение других учебных заведений с целью изучения опыта использования компьютера в учебном процессе;

- компьютеризацию и информатизацию учебно-методического комплекса учебного заведения.


Назад к списку