Использование информационных технологий в управлении качеством образования

Ю.Б. Кадисон, Е.В. Савина, И.В. Савина
НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса,
г. Тула


Сегодня трудно представить нашу современную жизнь без вмешательства информационных технологий. Это одинаково относится и ко всем сферам бизнеса, и к образовательному процессу, и к повседневной жизни.

Для образовательного процесса харак­терно изменение содержания и методики реализации учебных дисциплин, методики преподавания, подготовки специалистов в целом. По мере увеличения степени использования информационных технологий в обучении меняются и сами применяемые ИТ [1].

Взаимосвязь современного рынка образовательных услуг с информационными технологиями можно рассматривать с двух основных позиций: образовательная сфера является основным поставщиком научно-технических кадров, способных формировать и развивать современные информационные технологии; образование выступает одним из основных потребителей новых информационных технологий, позволяющих повысить и качество, и эффективность образовательного процесса.

Информационные технологии выступают как одно из основных средств дости­жения конкурентных преимуществ, поэтому рассмотрение роли и значения современных информационных технологий на образовательном рынке является весьма актуальным.

Информационные технологии в обучении - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютерной техники и программных средств [2].

За последние годы российское образование существенно сдвинулось в области информатизации. В вузах уровень обеспечения компьютерной техникой, программными продуктами достигает почти 100 %. Тульский институт управления и бизнеса имеет достойную техническую базу: обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой (On - line) лицензированным программным обеспечением.

Растет количество студентов, имеющих компьютер в личном пользовании, возрос доступ в Интернет, позволяющий вести обучение по дистанционным технологиям.

В Тульском институте управления и бизнеса накоплен опыт работы студентов в системе «Прометей», позволяющей не только изучить содержание того или иного курса (дисциплины), но проверить уровень теоретической подготовки, активизировать самостоятельную работу студента, постепенно снижать аудиторную загрузку, как слушателей, так и преподавателей.

Немаловажное значение в управлении качеством образования является использование тестирования [3]. К несомненным достоинствам тестов относится возможность более полного охвата содержания дисциплины (минимум 30 заданий в тесте против 2-5 вопросов в экзаменационном билете) и технологичность, особенно при компьютерном тестировании. При тестировании экономятся время и силы, как преподавателя, так и обучаемых (автор затрачивает на проведение экзамена в стандартной академической группе около 12 часов, а на тестирование такой же группы - не более 1,5 часов). С помощью тестов, используя специальные шкалы, можно объективно оценить и сопоставить уровень подготовки, можно выявить структуру полученных знаний (т.е. пробелы в усвоении учебного материала), а также оценить качество преподавания. Как всякий хороший измерительный инструмент, тест должен отвечать следующим основным требованиям: валидностью (обеспечение валидности - одна из основных проблем, связанных с измерением в социаль­ных науках), точностью (ошибку измерения), надежностью, обеспечены шкалой, определяющей уровень измерений. Тестирование в вузе сопровождается двумя программными продуктами – AST и ФПО. Как показывает практика работы с данными программами, ведет к повышению качества теоретической подготовки студента на ГОС экзаменах.

Также в Тульском институте управления и бизнеса развивается информационная система по «вертуальному» общению с выпускниками и будущими абитуриентами вуза (www.universitys.ru).

В целом вуз развивается с учетом основных факторов по реализации основных положений Болонской конвенции и вхождения в общеевропейское образовательное пространство – распространения и практического применения информационных технологий в образовательном процессе и менеджменте.

Список литературы

1. Архипова В.В. Развитие информационных технологий в образовании и бизнесе//Докл.науч.практич.конф. «Информационные технологии в обучении. – М.: МЭСИ, 2005.

2. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Дистанционное обучение: Учебное пособие/ И.А. Морев. – Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2004. – 150 с.

3. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы/ Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 1999. – 144 с.

Назад к списку