Реализация разработки автоматизированной системы проектирования электронных учебных пособий

Д.С. Ермаков, С.А. Шульмин
Новомосковский филиал Университета РАО,
г. Новомосковск


Ранее показана целесообразность создания автоматизированной системы проектирования (САПР) электронных учебных пособий (ЭУП) непрофессиональным пользователем (преподавателем-предметником) [1–2].

В настоящее время разработаны:

- человеко-машинный интерфейс САПР ЭУП;

- независимые программные решения, которые могут быть применены в проектируемых с помощью разрабатываемой САПР электронных учебных пособиях;

- программные модули (блок входного тестирования; блок итогового тестирования; система промежуточного тестирования; подсистема рефератов; подситсема анкетирования; автоматизированный глоссарий; подсистема регистрации и аутентификации; подсистема отслеживания трека обучения; блок автоматического построения тематического плана; блок задач; подсистема вопросов для самоконтроля; подсистема эссе; подсистема творческих заданий; подсистема коллективных проектов);

- основа САПР, содержащая в себе базовый алгоритм работы системы, базовый шаблон ЭУП, механизм управления проектами, механизм подключения дополнительных модулей, интерфейсы взаимодействия структурных блоков системы, интерфейсы разработчика. Базовый алгоритм работы САПР сводится к управлению шаблонами, мастерами и контролем доступа.

Проведена экспериментальная апробация разработанной САПР в процессе разработки ЭУП непрофессиональными пользователями. Результаты апробации свидетельствуют о том, что основа САПР и система управления ЭУП в целом выполняют свои функции. Вместе с тем преподаватели-предметники испытывают необходимость в дополнительных дидактических инструментах (тренажер, виртуальная лаборатория, «проблемные» задачи и т.п.); в документационном сопровождении разработки (описание интерфейса, подключаемых модулей и т.п.); в шаблонах графического дизайна ЭУП.

Начата разработка справочной системы САПР, демо-примеров, обучающего модуля.

Список литературы

1. Ермаков Д.С. Автоматизация процесса проектирования электронных учебных пособий непрофессиональным пользователем // Технологии электронного обучения (eLearning): возможности и перспективы: Тез. докл. международн. научно-практ. конф. / Д.С. Ермаков, А.С. Шульмин, Р.В. Шульмина. – М.: ЕАОИ, 2007. – С. 41.

2. Ермаков Д.С. Техническое задание и программные средства разработки системы автоматизированного проектирования электронных учебных пособий // Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии: Доклады IV Всерос. научно-технич. конф. / Д.С. Ермаков, А.С. Шульмин, Р.В. Шульмина. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. – С. 169–171.

Доклад подготовлен при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 07-07-00339а.


Назад к списку