Метод оценки эффективности управления устойчивым развитием предприятия

В.С. Сластенко
Воронежская государственная лесотехническая академия,
г. Воронеж


В современных рыночных условиях повышается самостоятельность предприятия при принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности с учетом существующих форм собственности. Данный аспект оказывает влияние на повышение точности получаемых результатов при проведении процесса анализа и прогнозирования. Поэтому следует разрабатывать адаптированные к конкретной отрасли, группе предприятий, их размерам методики оценки эффективности управления развитием предприятия.

Проблема оценки эффективности управления устойчивым развитием предприятий остается одной из наиболее острых, с которыми сталкиваются субъекты хозяйствования в процессе своего функционирования в условиях динамично изменяющейся рыночной среды.

При формировании метода оценки эффективности управления развитием предприятий следует исходить из того, что мероприятия по повышению эффективности деятельности в конечном итоге направлены на укрепление рыночных позиций предприятия, то есть повышение его конкурентоспособности как по отдельным направлениям (продукция), так и всего предприятия в целом.

Показатели эффективности управления устойчивым развитием предприятия объединены в три группы: показатели, характеризующие рыночные позиции предприятия; показатели, характеризующие конкурентоспособность продукции; показатели, характеризующие маркетинговую работу на предприятии. Каждой из этих групп, как уже говорилось ранее, соответствует собственный сводный показатель – критерий оценки, который, в свою очередь, складывается из определенного набора величин, наиболее характеризующих сторону развития хозяйствующего субъекта.

Разработана система критериальных показателей, характеризующих с различных сторон эффективность управления устойчивым развитием мебельных предприятий в рыночных условиях хозяйствования, которая представлена на рис. 1.

Для реализации данного метода сформирована методика, под которой понимают конкретизацию метода, доведение его до инструкции по его реализации, в которой представлен набор показателей оценки, алгоритм действий при выполнении самой оценки, четкое описание способа и последовательность действий.

Рис. 1. Показатели эффективности управления устойчивым развитием предприятия

Следуя определению метода и методики, имея необходимый набор показателей оценки эффективности управления, сформирован алгоритм такой оценки, представляющий собой последовательное четкое описание действий по использованию предлагаемого метода (рис. 2).

Начальной (отправной) точкой в оценке эффективности управления устойчивым развитием мебельного предприятия является определение собственно критериев такой оценки. При этом в качестве таких индикаторов следует использовать три группы показателей эффективности, отражающих устойчивость развития предприятия, а именно: показатели, характеризующие рыночные позиции предприятия; показатели, характеризующие конкурентоспособность продукции; показатели, характеризующие маркетинговую работу на предприятии. Для общей оценки конкурентоспособности каждому параметру присваивается балл и удельный вес этого параметра. Сводный анализ реализуется при расчете интегрированного коэффициента (Кк)

, (1)

где Бi – балл каждого параметра;

qi – удельный вес этого параметра в общей оценке;

∑Бб.м. – общая сумма баллов базовой модели.

Рис. 2. Схема алгоритма реализации метода оценки эффективности управления устойчивым развитием мебельного предприятия

Каждой из представленных групп соответствуют сводные показатели эффективности – К1, К2, К3, представляющие собой функциональную зависимость от частных величин.

На следующем этапе выполняется последовательный расчет критериев оценки эффективности управления. В том случае, если какой-либо из показателей имеет отрицательную динамику за период исследования, принимаются управленческие решения, направленные на повышение эффективности мероприятий в данной сфере деятельности предприятия. После каждого блока управленческих решений следует возвращаться в исходной положение – проводить расчет показателей эффективности и повторить весь цикл. Такие шаги выполняются последовательно для каждого из критериев, чтобы исключить негативное влияние управленческих решений по одному из критериев на другой.

В том случае, если все рассчитанные показатели имеют положительную динамику за период исследования, управление устойчивым развитием предприятия признается эффективным.


Назад к списку