Системные показатели, влияющие на здоровье и качество жизни

А.А. Брыкалова
Ставропольский институт Дружбы народов Кавказа,
г. Ставрополь


Важнейшим критерием социально-экономических преобразований государства является уровень и качество жизни населения.

Под термином «качество жизни» в его широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные, ощущения покоя, комфортности и стабильности.

В исследованиях качества жизни необходимо учитывать сложный характер взаимосвязи объективных и субъективных оценок условий жизни.

Экологические факторы так же занимают в системе качества жизни объективную и субъективную стороны. Они прямо влияют на такие показатели качества жизни как: здоровье, продукты питания, условия труда, жилищные условия. Изменения этой стороны качества жизни могут быть определены как числовые показатели заболеваний, число врачей на единицу населения, число и ассортимент качественных продуктов питания.

С другой стороны, экологические факторы неодинаково влияют на субъективную компоненту качества жизни, так как определяются групповыми интересами, ценностными установками, мотивациями, которые изменяются от одной социальной группы к другой. Реакция людей на экологическую ситуацию изменяется в зависимости от их принадлежности к определенному социальному слою. Разные социальные группы, слои, нации, классы по-разному реагируют на одни и те же экологические условия, по-разному изменяют образцы поведения. Эта сторона качества жизни, хотя и называется субъективной, также допускает количественную оценку и может характеризоваться такими параметрами как число недовольных системой здравоохранения, качеством продуктов питания, условиями труда, экологической обстановкой в регионе. Этот показатель может быть определен как в целом, так и по разным социальным группам.

В частности, как отмечают социологи, в разных социальных группах населения разное отношение к собственному здоровью. Если для представителей средних классов и наиболее состоятельных слоев общества здоровье - высшая ценность, то для пред­ставителей беднейшей части общества здоровье - лишь средство добывания элементарных жизненных благ. Повышение уровня жизни (увеличение зарплаты, размеров социальных пособий и т.д.) не приведет автоматически к изменению поведения людей. Причина система ценностей, сформированная в их сознании, «культура бедности» с ее односторонней ориентацией на удовлетворение сиюминутных, материальных потребностей, крайне узкие горизонты миро­воззрения, что обусловлено, как правило, низким уровнем образования.

Существует корреляционная зависимость отношения людей к здоровью, здоровому образу жизни и уровня образования. Чем выше уровень образования человека, тем больше он заботится о своем здоровье, ведет здоровый образ жизни.

Наиболее приоритетными направлениями в формировании здорового образа жизни, и как следствие повышения качества жизни, могут быть: экологическое обра­зование и воспитание, повышение качества образования, доступность высшего образования. Но это лишь одна из сторон рассмат­риваемого процесса. Другая, еще более важная сторона - изменение экологического сознания на уровне социально-психологическом, уровне повседневности, характеризуемом традициями, обычаями, привычками и т.д., уровне разнообразных соци­альных практик.

В настоящее время важно не только формирование мировоззрения, нового образа жизни, ориентированного на здоровье, но и овладение и реализация основных умений и навыков здорового образа жизни в повседневной жизнедеятельности человека.

В рамках данного подхода могут быть определены следующие направления образовательного процесса:

1. совершенствование содержания, организации и технологии образовательного процесса, направленного на формирование социально, психически и физически здоровой личности;

2. создание воспитательной системы, ориентированной на формирование социально, психически и физически здоровой личности, на основе взаимодействия с различными социальными институтами, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, досуга, спорта.


Назад к списку