Оценка возможности производства зимних дизельных топлив из нефтей республик северного Кавказа

А.Я. Дугиева, З.Х. Султыгова, Р.Д. Арчакова, Л.Я. Ужахова, А.Я. Евлоева, Б.А. Гайтукаева
Ингушский государственный университет,
г. Магас


Высокая парафинистость нефтей республик Северного Кавказа вызывает проблемы при производстве дизельных топлив зимних марок, так как из-за высокого содержания парафинов сложно выдерживать показатели дизельных топлив по температурам помутнения и застывания.

Одним из методов решения проблемы является снижение температуры конца кипения дизельного топлива, но это ведет к снижению отбора от потенциала, и, самое главное, не решает проблемы.

В связи с этим для решения проблемы увеличения производства дизельных топлив зимних марок, нами проведены исследования по введению в состав дизельных топлив депрессорных присадок.

В качестве объекта исследования выбраны представительные образцы нефтей республик Северного Кавказа, основные показатели качества которых приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Физико-химическая характеристика нефтей

Наименование показателей

Метод испытаний

Карабулакская РИ

Малгобекская РИ

Нефть ЧР

Дагестанская

1

Плотность нефти, кг/м3при 200С

ГОСТ3900-85

818

855

818

853

2

Вязкость кинематическая сСт:

при 200С

при 500С

ГОСТ 33-82

2.20

1.0

6.60

2.10

2.10

1.0

9.30

2.90

3

Содержание серы, % вес.

ГОСТ1437-75

0,31

0,29

0,2

0,22

4

Содержание хлористых солей, мг/дм3

ГОСТ21534-76

82,03

71,01

78,09

80.21

5

Содержание смол силикагелевых, %

ГОСТ11858-66

1,08

1,10

1,7

3,2

6

Содержание парафинов, %масс.

ГОСТ11851-85

2,1

2,4

9,2

7,4

7

Содержание асфальтенов, % масс.

ГОСТ11858-66

0,03

0,05

0,1

0,09

8

Содержание мех. примесей, % масс.

ГОСТ6370-83

0,0103

0.0001

0,0110

0,0004

9

Температура застывания нефти 0С

ГОСТ20287-96

-20

-24

-16

-30

10

Температура плавления парафина,0С

ГОСТ4255-75

54

57

48

59

11

Темп. вспышки в закрытом тигле, 0С

ГОСТ4333-87

-17

-14

-10

-12

12

Зольность, %

ГОСТ1461-75

0,017

0,023

0,019

0,026

13

Молекулярная масса


213

225

217

230

Из указанных нефтей были отобраны фракции дизельного топлива и исследованы на предмет соответствия их ГОСТ на зимнее дизельное топливо. Оказалось, что по многим показателям полученные образцы удовлетворяют требованиям ГОСТ, исключение составляет температура застывания. Так при норме -250С температура застывания образцов, полученных из Карабулакской, Малгобекской и Чеченской нефтей составили -5,0, -6,4 и -2,80С соответственно, в то время, как для Дагестанской нефти этот показатель укладывается в норму (-24,80С). Очевидно, что температура застывания дизельного топлива зависит не только от суммарного содержания парафинов в нефти, но и от их строения.

На всех полученных образцах проведены исследования по влиянию депрессорных присадок на снижение температуры застывания, для чего использовались 2 типа присадок типа СНПХ (СНПХ и СНПХ-1). Присадка СНПХ специально разработана для нефтей Республики Ингушетия.

При проведении экспериментов реагенты вводили в нефть и исследовали дизельное топливо и мазут, отбираемые из нефти после добавления присадки.

Зависимость температуры застывания от количества присадки приведена в таблице 2.

Таблица 2.

Влияние присадки на температуру застывания дизельного топлива и кубового остатка

Нефти

Без присадки

Расход присадки, мл/л нефти

1

2

3

4

СНПХ

СНПХ-1

СНПХ

СНПХ-1

СНПХ

СНПХ-1

СНПХ

СНПХ-1

Дизельное топливо

Карабулакская

-5,0

-8,2

-9,2

-9,0

-9,9

-9,8

-10,1

-10,4

-11,0

Малгобекская

-6,4

-11,3

-12,9

-20,3

-13,3

-21,5

-14,0

-24,0

-14,4

Нефть ЧР

-2,8

-6,2

-5,7

-10,9

-6,0

-10,8

-6,9

-10,7

-7,4

Дагестанская

-24,8

-28,8

-39,6

-36,0

-40,0

-36,5

-40,3

-37,1

-43,0

Кубовый остаток

Карабулакская

23

22,7

21,0

22,0

20,4

21,7

19,5

21,0

18,0

Малгобекская

24,1

23,3

22,0

22,9

21,1

21,0

20,6

20,7

20,0

Нефть ЧР

35

34,7

34,0

34,5

33,7

34,6

33,4

34,4

34,0

Дагестанская

9,2

4,1

5,8

-5,0

-1,9

-5,2

-2,2

-6,0

-2,8

Снижение температуры застывания дизельных топлив графически может быть представлено на рис.1. Графики приведены для Карабулакской нефти РИ. Аналогичные зависимости получены и для остальных нефтей.

Как показывают полученные данные, специально подобранные депрессорные присадки позволяют снижать температуру застывания и дизельных топлив и кубовых остатков и подбором качества и количества присадок можно добиться получения зимних дизельных топлив, удовлетворяющих требованиям ГОСТ.


Назад к списку