Быстроходность автомобиля, как критерий эффективности

Н.М. Ниткин
Московский государственный технический университет «МАМИ»,
г. Москва


Быстроходность имеет первостепенное значение, особенно если при­нять во внимание сжатые сроки перебазирования машин. Подобная ситуация возникает и при выполнении транспортных операций, например, при пере­возке предметов, не подлежащих длительному хранению. В этом случае ско­ростная машина меньшей грузоподъемности становится более характерной, чем машина большей грузоподъемности, но тихоходная.

В зависимости от целей анализа под скоростными свойства подразумевают иногда только непосредственно процесс движения, а иногда обобщают весь процесс эксплуатации.

Скоростные свойства обычно оцениваются средней скоростью движе­ния автомобиля. Различают следующие виды средней скорости.

А. Средняя скорость чистого движения, равная отношению пройденно­го пути SSi ко времени Stдвi, за вычетом всех потерь времени, которые имели место в пути:

Vср = S Si/S tдвi.

Этот показатель характеризует скоростные свойства технически ис­правного автомобиля, т.е. собственно его быстроходность.

Б. Средняя техническая скорость, равная отношению пройденного пути SSi, ко времени движения с учетом остановок по техническим причинам на устранение различного рода отказов и неисправностей S tоткi

S Si

VT= ¾¾¾¾¾¾

S tдвi+ S tоткi

В. Средняя эксплуатационная скорость, учитывающая потери времени, связанные с организацией дорожного движения и транспортного процесса S tоргi:

S Si

VT= ¾¾¾¾¾¾¾¾¾

S tдвi+ S tоткi+ S tоргi

Г. Средняя эффективная (или приведенная) скорость, которая определяется с учетом затрат времени на техническое обслуживание S tТОi , текущий ремонт S tТРi, капитальный ремонт S tКРi, погрузку-разгрузку S tn-pi, на агрега­тирование (приспособление) с другими машинами в случае использования машины в составе технологических комплексов S tагрi, заправку топливом Stзапi, и других затрат времени на поддержание машины в технически исправ­ном состоянии:

SSi

Vэф = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

S tдвi+ S tоткi+ S tоргi+ S tТОi+ S tТРi+ S tКРi+ S tn-pi+ S tагрi+ S tзапi

Скорость Vэф обобщенная и характеризует в целом приспособленность автомобиля к выполнению тех или иных функций.

Средняя эксплуатационная скорость Vэ, часто используемая для оценки скоростных свойств, является, по существу, не совсем корректной оценкой, поскольку на этот показатель в значительной мере влияют потери времени по причинам, не относящимся к конструкции автомобиля.

При оценке технического совершенства автомобиля с точки зрения его скоростных свойств обычно пользуются или средней скоростью чистого движения Vcp, или среднетехнической скоростью VT. Так как в дальнейшем будут анализироваться скоростные свойства автомобиля в смысле его конструктивного совершенства, а также влияния скоростных свойств на эффектив­ность, то будем пользоваться в основном средней скоростью чистого движе­ния Vcp.

Следует отметить, что оценка скоростных свойств по средней скорости движения не единственная. Различные исследователи предлагают методы количественной оценки скоростных свойств, которые наряду с факторами, из­ложенными выше, учитывают также и проходимость автомобиля, в том чис­ле его способность двигаться с определенной скоростью в заданном направ­лении. В частности, в США разработана математическая модель, которая по­зволяет определять скоростные возможности машины с учетом его техниче­ских данных и характеристики дорожных условий, т.е. определять время преодоления того или иного маршрута.

При этом скоростные свойства оцениваются не средней скоростью движения, а баллами или безразмерными индексами.

Подобный метод позволяет оценить скоростные свойства в общем, с учетом вероятного изменения дорожных и климатических условий данного района и скорее привести качественное относительное сравнение быстроход­ности машин различных типов, чем действительную их скорость.

Вывод: Скоростные свойства автомобиля зависят от многих факторов. Если рассматривать их в широком плане, то можно отметить две группы факторов, влияющих на быстроходность. С одной стороны, это конструктивные факто­ры, непосредственно сказывающиеся на скоростном режиме движения и выступающие, в конечном счете, в виде частных эксплуатационно-технических свойств, таких, как тяговая динамика, тормозные свойства, устойчивость, управляемость, плавность хода и т.п., формирующих или ограничивающих скоростные возможности. С другой стороны, это эксплуатационно-технические факторы, ограничивающие скоростные свойства, главным обра­зом вследствие вынужденных остановок или потерь времени, обусловленных недостаточным совершенством конструкции. К таким факторам относятся эксплуатационная технологичность, надежность, приспособленность к выполнению погрузочно-разгрузочных работ, возможность работы в составе различных агрегатов, требующих транспортного обслуживания.

Обе группы факторов в итоге влияют на среднюю техническую и эффективную скорость, являющуюся, как отмечалось, обобщенным показате­лем скоростных свойств автомобиля в тех или иных дорожных условиях.


Назад к списку