Практика международных отношений в области охраны окружающей среды

Ю.О. Адаева, М.Д. Гольдфейн
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского,
г. Саратов


Сохранение биосферы Земли, испытывающей огромное антропогенное воздействие, в состоянии, пригодном для оптимальной жизнедеятельности многочисленных видов и популяций организмов, может быть достигнуто только при обязательном международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды и контроля ее качества. Определенное значение для такого сотрудничества имеет развитие природоохранного законодательства. Примерами в этом отношении являются Законы о водных ресурсах (Франция, 1964 г.; США, 1965 г.; СССР, 1972 г.; Норвегия, 1983 г.; Испания, 1986 г.; Финляндия, 1987 г.; Россия, 2003 г.), а также законы, непосредственно касающиеся охраны окружающей среды (США, 1969 г. и 1983 г.; Япония, 1972 г., Венгрия, 1976 г., Польша, 1980 г.; Мексика, 1982 г.; Россия, 1991 г. и 2002 г.). Интенсивно развиваются международное экологическое право и международное право окружающей среды, объектами которых являются государства и международные организации, а одними из главных источников – Соглашение, Конвенция или Договор (каждый из них по своему масштабу может быть универсальным или региональным). В качестве наиболее ярких примеров можно привести такие, как Договор о нераспространении ядерного оружия (Москва, Вашингтон, Лондон, 1968 г.), Конвенция по предотвращению загрязнения моря отходами и другими материалами в результате сбросов (Лондон, 1972 г.), Конвенции по защите от загрязнений Средиземного моря (Барселона, 1972 г.) и Черного моря (Бухарест, 1992 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) по морскому праву (Монтего-Бей, 1982 г.), Конвенция по защите озонового слоя (Вена, 1985 г.), Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (Вена, 1986 г.), Протокол о веществах, приводящих к сокращении озонового слоя (Монреаль, 1987 г.), Протокол по охране окружающей среде к Договору об Антарктиде (Мадрид, 1991 г,), различные документы, касающиеся решений, принятых на Международной Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Киотский Протокол, закрепляющий обязательства стран по ограничению и снижению количества парниковых газов, поступающих в атмосферу (Киото, 1997). Во второй половине ХХ века очень важной в международных отношениях оказалась космическая тематика. В связи с этим был заключен Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Вашингтон, Лондон, Москва, 1967 г.). Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Москва, Лондон, Вашингтон, 1972 г.), предусматривает солидарную ответственность нескольких государств перед государством, пострадавшим от осуществления ими запуска космического объекта. При всем этом следует иметь в виду, что если международным договором, подписанным Российской Федерацией (РФ), установлены иные правила, чем предусмотрено Законом РФ, то применяются правила международного договора.

Вместе с тем, из принятых международным сообществом многосторонних Конвенций и Договоров наиболее действенными и эффективными показали себя Монреальский Протокол (и дальнейшие дополнения к нему), Резолюции конференции по окружающей среде и развитию и Киотский Протокол. Так, в Монреале было достигнуто международное соглашение о замораживании, а затем и сокращении на 50 % к 1998 году производства пяти наиболее широко применяемых хлорфторуглеродов (ХФУ). Однако вскоре стало ясно, что принятых решений недостаточно, так как разрушение озонового слоя происходит быстрее, чем предполагалось. Поэтому на конференции в Лондоне (1990 г.) была достигнута договоренность о полном прекращении производства и потребления озоноразрушающих ХФУ к 2000 году. В документе конференции в Рио-де-Жанейро, названном «Повестка дня на ХХ1 век», предлагается незамедлительно проводить мероприятия международного характера, касающиеся экономической помощи развивающимся странам, борьбы с бедностью, изменения структур потребления, улучшения здоровья людей путем качественного изменения медицинского обслуживания и условий жизни, а также мероприятия, направленные на устойчивое развитие биосферы (разработка и внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий, сохранение и разумное увеличение биоразнообразия, рациональное использование природных ресурсов, экологически безопасные биотехнологии, утилизация и обезвреживание отходов производств и потребления и т.д.). Что касается причин, обусловливающих изменения климатических условий на Земле и усиление парникового эффекта, то следует признать, что единой концепции по этим вопросам в настоящее время не существует. Однако это не означает, что государства (особенно наиболее развитые) должны дожидаться полной научной ясности и бездействовать в данном отношении. Поэтому еще в 1992 году под эгидой ООН была разработана и открыта к подписанию Конвенция об изменении климата, которая призвана объединить усилия разных стран по стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на относительно безопасном уровне. Логическим развитием этой Конвенции и является Киотский Протокол, который предусматривает обязательства государств по сокращению выбросов углекислого газа в период с 2008 по 2012 годы. Причем, в качестве базового принят 1990 г., по отношению к которому Европейский Союз должен снизить свои выбросы на 8 %, США – на 7 %, Япония и Канада – на 6 %, Россия, Украина и Новая Зеландия не должны превысить уровень базового года, а Исландия, Австралия и Норвегия могут даже повысить свои выбросы на 10, 8 и 1 % соответственно.


Назад к списку